Как мы помним, в 2024-м на российском рынке случилась «Гойда!»: продажи новых легковушек опередили все прогнозы вообще, никто из видных аналитиков не угадал нигде. В отдельные месяцы продажи автомобилей на российском рынке опережали всю остальную Европу — включая, что странно, Германию.
|
---|
Дальше, как водится, начинаются нюансы и загвоздки. В Германии топ-10 возглавляют Volkswagen, BMW, Mercedes-Benz — то есть преимущественно машины 30+ тыс. евро. В РФ картинка несколько иная: большинство хитов из топ-10 — машины откровенно бедные, порой из 1977-го.
|
---|
По моделям — пойдем в обратном порядке всероссийского чарта. Данные неполные — за 11 мес. + немного декабря. Но вряд ли за оставшиеся дни расклады драматически поменяются.
Ветеран-Largus вернулся к нам в этом году и тут же с ходу всех победил. Просто потому, что соревнуется фактически только сам с собой — больше на битву семиместных универсалов / грузовых фургончиков никто не пришел.
В годы оные, когда за Largus просили тысяч по четыреста, он был вне конкуренции сам по себе — просто по соотношению цены / предлагаемого пространства. Сегодня пространства столько же, а ценник — от 1,66 млн. Даже не знаю. Я бы в сторону правого руля посмотрел. За такие деньги можно взять породистую «Тойоту» в нажористой комплектации.
Внезапно только 9-я строчка рейтинга продаж. Что странно, у Haval M6 небывалое сочетание цены / предлагаемых возможностей. До недавних пор за большую семейную машину просили меньше 2 млн ₽. Сегодня просят чуть больше (от 2 179 000 ₽). И все равно дешево: по соседству за такие деньги дают Chery Tiggo 4, который сильно меньше.
За свои два-с-хвостиком M6 и предлагает немного: нет разброса по комплектациям (одна, но с механикой или автоматом на выбор), нет разброса по моторам (один, полуторалитровый турбо). Но за два с небольшим хвостиком на сегодняшнем рынке не каждую «Ладу» взять можно. А тут — кроссовер размера Skoda Kodiaq, весьма небедно отделанный и хорошо оснащенный. Не хуже «Лады» точно.
Парад живых мертвецов возглавляет бабуля-Niva из 1977-го. Ее, конечно, основательно намарафетили с тех пор — внутри есть крепление детских кресел Isofix и электростеклоподъемники. Но это машина из 1977-го, которой скоро — полноформатный полтос. Надо ли говорить, что за полвека автомобильная индустрия продвинулась далеко вперед по части комфорта/безопасности/удовольствия от вождения.
Но не здесь.
Тоже не думалось увидеть его в топ-10, ибо это весьма недешевый и с претензией кроссовер от Geely. Который оттянул на себя вчерашнюю аудиторию европейских автомобилей. Один друг — Audi-фил с многолетним стажем — как-то сказал мне: «Просмотрел на замену моей A4 все варианты вообще. Monjaro — единственное, что немного ближе к «немцам».
В принципе, так и должно быть. Monjaro разработана совместно со шведскими инженерами Volvo. А это одна из сильнейших автомобилестроительных школ на континенте. У машины кузов из высокопрочных сталей, обилие электронных систем безопасности, недурственный двухлитровый турбо с приличной динамикой (0–100 за 7,7 сек.) — и в целом он производит впечатление очень культурно сделанного продукта. Не «Туарег», конечно, но где-то совсем рядом.
Еще сравнительно недавно топ-10 моделей замыкали Tiguan и Sportage. «Тигуан» теперь такой лишь: несостоявшаяся Niva 2 из 1998-го, которую жизнь повертела-помотала, и теперь она Travel. Стоит, кстати, как Tiguan плюс-минус: перед самым карантином у дилеров можно было взять базовый на «роботе» со скидкой за 1,5—1,6 млн. Niva Travel сегодня — 1 314 000 ₽. «От».
За эти деньги — классический 1,7-литровый мотор (не едет), минимум шумоизоляции, аудиоподготовка (то есть нет даже радиолы) и обогрев наружных зеркал. Можно ли мечтать о большем.
Четвертый «Тигго» в этом году обновился уже в бог знает какой раз. Посуровел экстерьер, посвежел интерьер. Ничего принципиально нового, но эта машина — редкий «китаец», в котором почти ничего не раздражает. Он особенно без претензий, но добротный. И стоит недорого по текущим временам: от 2,38 млн всего.
Хотя за такие деньги лучше Haval M6: он и больше, и просторнее, и функциональнее. Впрочем, не всем интересны семейные ценности, кому-то надо что-то маленькое и городское. Отговаривать не буду: Tiggo 4 — не без приятности автомобиль. Как минимум, не бесит.
Хит от Chery в этом году пережил очередное обновление — уже со счета сбился какое. И в честь выхода новинки Chery устроили самое нелепое на моей памяти мероприятие: «публичный ресурсный автопробег». Несколько Tiggo 7 Pro непрерывно ездили 5 суток, намотали 12 414 километров, вошли в «Книгу рекордов России» с рекордом «Наибольшее расстояние, непрерывно преодоленное на автомобиле (со сменой водителей и дозаправкой) за 5 суток».
Еще раз. Машина. Ездила 5 дней. В ней ничего не сломалось. Это называется «Ресурсное испытание» и «Рекорд». Вау. Получается, каждый из нас — немножко ресурсный испытатель и рекордсмен, если способен проездить 5 дней без поломок. То есть, например, довезти семью до Сочи.
Очень уверенное и заслуженное третье место месяц за месяцем. Jolion локальной сборки стоит вменяемых денег (2,049—2,849 млн), неплохо за эти деньги упакован (турбо, эйрбеги, робот).
Как с другими Haval, вряд ли стоит ждать откровений на ходу — едет оно всё как-то не очень уверенно. Но за такие деньги трудно желать чего-то большего.
На момент выхода Lada Vesta легко выходила на очные сравнения с именитыми конкурентами (Logan, Polo, Solaris) — и даже если выходила из них не победителем, то хотя бы была очень достойным им соперником.
С тех пор планета Земля обернулась вокруг солнца бесчисленное количество раз, мир вокруг убежал далеко вперед, а Vesta плюс-минус та же. Определенный запас прочности у нее есть, он не безграничен. Впрочем, при отсутствии альтернатив — чего зря воздух сотрясать?
№ 1 по продажам в Германии сейчас — VW Golf (28 330 € с НДС). № 2 — VW T-Roc (от 27 850 € с НДС). На третьем — Skoda Octavia, которая, будете смеяться, тоже «Гольф», только в другой упаковке.
В РФ на вершинке списка — тоже две модели национального производителя. Но с нюансом: то машины за 7–12 тыс. евро. Которым в следующем году стукнет в лучшем случае 10 лет. Именно поэтому не надо слишком-то зубоскалить о неудачах германского рынка. Точнее, зубоскалить. Но не очень.
Немцы чуть меньше стали покупать «Гольфы».
Россияне чуть больше — «Гранту».