Что читают писатели. 35 книг для новогодних каникул

2 января 2025, 09:40
Фото: Анна Коваленко, 66.RU
Редакция 66.RU предложила российским литераторам, пишущим в разных жанрах, назвать пять лучших произведений, которые они прочитали в 2024 году, и объяснить свой выбор. Публикуем весь список с их оценками и комментариями.

За год в России закрылось больше двухсот книжных магазинов — в 2,5 раза больше, чем в 2023 году. В том числе шесть точек сети «Живое слово» в Екатеринбурге. Офлайн не выдерживает конкуренции с маркетплейсами, предлагающими книги на 25–50% дешевле. Помимо растущих затрат на аренду и зарплату сотрудников, убытки ретейлу причиняют книжные воры. По данным сети «Читай-город», в 2024 году году ее сотрудники недосчитались 300 тысяч книг (в прошлом сезоне цифра была примерно такой же).

Но есть хорошие новости.

Сеть «Читай-город» договорилась с издательским холдингом «Эксмо-АСТ» и группой «Альпина», что совместными усилиями они снизят розничные цены в магазинах на 17–20%, сократив тем самым разрыв с маркетплейсами.

Возможно, в 2025 году книжные оживут и покупать там книги по рекомендациям писателей будет проще.

Алексей Сальников

Автор романов «Отдел», «Петровы в гриппе и вокруг него», «Опосредованно», «Оккульттрегер», «Когната» и нескольких поэтических сборников. Лауреат премий «Национальный бестселлер» и «Новые горизонты», «Большая книга» и финалист премии «НОС».

— Вроде бы и писал в прошлом году про книги, которые понравились мне в 2023-м, а двадцать четвертый удивил больше. Что-то произошло такое, что позволяет утверждать — этот год в литературном смысле получился получше. Есть надежда, что положительная тенденция продолжится.

Приятно видеть книгу екатеринбурженки, да еще и хорошую. Это не очень большой текст, который вмещает в себя много чего, и очень здорово, когда минимумом средств достигается максимальный художественный эффект. Да, маленький роман принадлежит жанру автофикшн, но это не случай очередной попытки в терапию за счет читателя, а весьма интересная история о том, как порой все замысловато переплетается в нынешних российских семьях, так что в итоге даже не знаешь, что делать.

Случайное открытие этого года лично для меня. Книга попалась в коротком списке «Новых горизонтов» и оказалась прямо огонь! С удовольствием прочитал, попал в волну манипулирования читательским сочувствием к главной героине, которая влекла от начала до конца. Суть в чем: выпускница школы не поступает в консерваторию и от безысходности идет в сельскохозяйственный колледж. Уже из этого мог получиться хороший роман, но авторы книги пошли дальше — сделали из этого фантдопущения целый мистический триллер с тайным культом и роман взросления.

Не знаю, насколько можно рекомендовать роман, где часть повествования посвящена закладочникам, но вот, советую. Слегка ностальгический текст о временах задолго до ковида, с атмосферой десятых XXI века. Сколько с той поры поменялось, даже представлять страшно.

В связи с этим — что ни происходит в книге, смотришь на это почти с умилением, и тамошние неурядицы, какими бы они ни были, выглядят мило, даже уютно.

Есть еще два сборника сенчинских рассказов, которые невольно видятся серией: «Нулевые» и «Десятые». До этого сборника дошел позже остальных, но вообще, все, что написал Роман Валерьевич, стоит внимания. Его творчество, по-моему, настоящая литература. Когда мне становится любопытно, что будут читать наши потомки лет через сорок, тупо открываю Сенчина и читаю с полной уверенностью, что не ошибся. В том, что он пишет, — ничего лишнего, нет попыток попасть в актуалочку, почти документальный, пристальный взгляд на действительность, и это неизменно увлекает.

Если не хотите покупать, то хотя бы придите в магазин и просто полистайте. Найдите два стихотворения «Ветеран» и «Двери». Вот за такие тексты, за юмор, за такие слова люблю друзей старшего поколения. Поклонникам творчества Леонида Абрамовича, мне кажется, не помешает узнать замечательного писателя и с такой стороны, с лирической, так сказать. Тем более, стихи на самом деле хорошие.

Яна Вагнер

Автор романов «Вонгозеро» (экранизация — сериал «Эпидемия»), «Живые люди», «Кто не спрятался», «Тоннель», сборника повестей «2068». Номинант литературных премий «НОС», «Национальный бестселлер», «Большая книга», «Ясная Поляна».

— В 2024 году я очень много читала. Я вообще читаю много, но в этом году — особенно, книги лучше, чем шоколад и психотерапия, так что вот мой топ-5, вдруг и вам пригодится.

Большой, грустный роман-размышление о том, что, как ни старайся, история всегда оказывается сильнее. И вроде ты лично не так уж и виноват, но стыдно после будет всем одинаково.

Примерно о том же, что и «Одсун». Книга полна при этом такой нежности и надежды, что, кажется, можно справиться и с историей. Просто не сразу, и, скорее всего, это будем уже не мы.

Страшная сказка, читая которую почему-то все время смеешься от радости. Находить смешное прямо посреди ужаса у нас умеют немногие, я, к примеру, знаю только двоих — Бобылеву и Сальникова.

Мрачный карельский триллер с крепким, продуманным сюжетом и лихим поворотом в конце, редкий в наших широтах случай. К тому же это дебют, и тем более интересно, что нам автор напишет дальше.

Про маленький городок где-то в Новой Англии, в котором ничего толком не происходит — просто жизнь, и от этого почему-то невозможно оторваться. Пример того, как именно надо писать романы без сюжета, чего в наших широтах тоже почти никто не умеет. Да, пожалуй, и не в наших.

Антон Секисов

Автор книг «Кровь и почва», «Реконструкция», «Бог тревоги», «Зоны отдыха. Петербургские кладбища и жизнь вокруг них», «Комната Вагинова», «Курорт». Номинант премий «Дебют», «Национальный бестселлер», «Большая книга», «Ясная Поляна».

— В этом году много катался по книжным фестивалям, познакомился с массой современных писателей и был поражен, что среди них столько приятных и даже прекрасных людей. Небывало много прочел и современной художки, и опыт этот был большей частью приятным: за пределами этого списка осталось еще минимум 7–8 книг, которые очень понравились.

Еще не дочитал этот роман, но уже ясно и так, что его необходимо включить в пятерку. С точки зрения языка и стиля, однозначно, одна из лучших прочитанных в этом году вещей. «Валсарб» — роман про девочку из маленького белорусского города, которая слышит голоса мертвых: «бывших людей». Голоса убаюкивают и страшат, стиль Побяржиной поэтичен, специально замедляю чтение, чтобы растянуть удовольствие от книги.

Классический роман поколения, отражающий, что называется, дух эпохи. С одной стороны, это текст очень энергичный и даже, пожалуй, яростный, что уже само по себе подкупает. С другой — очень здорово сделанный чисто технически, сбалансированный и строгий.

Как мне кажется, мало кому удается сочетать такой эмоциональный напор и холодный профессионализм, так что у Светы, уверен, большое будущее.

Довольно давно знаю Алексея как исследователя советского андерграунда, любителя «странной», «неконвенциональной» литературы, тем неожиданней оказался выход его романа «Табия 32» — текста очень традиционного: с понятным сюжетом, любовной и детективной интригой. По-моему, его эксперимент над самим собой оказался очень удачным: «Табия 32» — роман с отлично проработанной вселенной, умный и в то же время увлекательный — образец современного мейнстримного романа.

С этим Алексеем произошла похожая ситуация: узнал его сперва как исследователя, а не романиста. Поляринов — знаток американской прозы, у него есть прекрасные книги-эссе «Почти два килограмма слов» и «Ночная смена». Знал, что Поляринов пишет роман про мертвых детей, и ждал его с нетерпением. Ну, и ожидания полностью оправдались. Поляринов — автор, которых в России мало. Он не отворачивается от ужасных картин и вообще от современной реальности, он способен ее концептуализировать, творчески переосмыслить и показать так, что проймет людей и самых нечутких.

Книга, которую хорошо читать не подряд, а хаотично: отдельными циклами. Например, у Осокина есть прекрасные циклы коротких, местами страшных, местами смешных новелл про балконы, про зеркала и про пугал. Эти повседневные предметы быта становятся одушевленными, обрастают мифами и ритуалами. Читая Осокина, поневоле начинаешь относиться внимательнее к повседневным вещам. А еще в книге есть хорошо погружающий в «зимнее настроение» текст про декабрь в Ветлуге. Декабрь — тихий и таинственный месяц, в который нужно уйти со всех радаров, затаиться, прислушиваться к себе, пить чай мате, укрывшись под одеялом.

Екатерина Манойло

Писатель и литературный обозреватель. Автор книг «Отец смотрит на запад» и «Ветер уносит мертвые листья». Лауреат премии «Лицей», номинант премий «Большая книга» и «Ясная Поляна».

— В 2024 году я сосредоточилась на своем новом романе «Золотой мальчик», который, надеюсь, выйдет через несколько месяцев. Поэтому читала скорее для работы, чем для удовольствия. Были энциклопедии и справочники, рассказы про золотоискателей и мемуары бывших заключенных, нон-фикшн про драгметаллы и историю шаманизма и т. д. Но все же есть несколько книг, которые для меня на вес золота (да, я теперь весь следующий год буду шутить про золото).

Сборник очерков и репортажей легенды «новой журналистики». Однажды американский журналист Гэй Тализ прилетел из Нью-Йорка в Калифорнию, чтобы взять интервью у Фрэнка Синатры, но тот отказался из-за простуды. Тогда журналист стал опрашивать актеров и музыкантов, работников студии и музыкальных продюсеров, женщин, так или иначе знавших Синатру. Пять недель он провел в Калифорнии, потратил $5000 на обеды или ужины с коллегами и друзьями Синатры, взял более сотни интервью и полтора месяца писал материал в 55 страниц для Esquire. Знаменитую статью «Фрэнк Синатра простудился» и другие тексты
Тализа под одной обложкой собрал Егор Мостовщиков.

Австриец Герберт Киллиан был арестован в Вене в 1947 году за несколько пощечин сыну советского офицера, девятилетнему школьнику, и отправлен на Колыму. После трехлетнего лагерного срока и 3,5 лет «вольного поселения» в поселке Ягодное (около 600 км от Магадана, знаю цифру, потому что сама была там этим летом) Герберт вернулся на родину, окончил лесотехнический университет и стал профессором. 50 лет спустя он нашел того школьника, и они подружились.

В своих воспоминаниях Киллиан рассказывает о долгом этапе на Колыму, жизни в лагере и размышляет о границах и этических нормах во время чрезвычайных ситуаций.

Сатирическое высказывание о современном литературном процессе. Есть две писательницы, молодая неудачливая романистка Джун и любимица читателей и издателей Афина. После нелепой смерти Афины завистливая Джун забирает рукопись ее романа и публикует как собственную работу. Появляется некий успех, контракты, охваты, но вместе с этим разгораются споры о культурной апроприации и возможном плагиате. По настроению книга напомнила мне фильм «Американское чтиво» с Джеффри Райтом в главной роли.

Леонид Аронзон — одна из самых ярких фигур ленинградской неофициальной культуры 1950–1970-х годов. Его называли главным соперником Иосифа Бродского. Большая удача, что издательство Ивана Лимбаха, хранители андерграундной культуры и неравнодушные люди благодаря краудфандингу собрали нужную сумму на переиздание «зеленого двухтомника». Книги иллюстрированы рисунками и каллиграммами поэта, фотографиями и прочим.

Новый автобиографический роман-эссе одного из моих любимых режиссеров. Детство в Сараеве, судьба сербов, поездка в Стокгольм на вручение Нобелевской премии Петеру Хандке; размышления о современном мире и месте творца в нем. Наверное, для меня это главный текст уходящего года, потому что после презентации мне удалось обсудить книгу с автором и взять у него интервью. Еще бы она мне не понравилась после такого!

Шамиль Идиатуллин

Автор романов «Татарский удар», «СССР™», «Убыр» / «Убыр. Никто не умрет», «За старшего», «Это просто игра», «Город Брежнев», «Бывшая Ленина», «Последнее время», «Возвращение «Пионера», «До февраля», «Бояться поздно». Дважды лауреат премии «Большая книга» (2017/2020).

— «Когнату», любовь мою, назовут и без меня, а совсем громкие и увенчанные релизы я в этом году пропустил в связи с адской занятостью и несрастанием обстоятельств. Поэтому есть смысл сосредоточиться на книжках, которые я читал еще до издания и ответственно рекомендовал городу и миру в блербах на обложке.

Литература рассказывает истории, способные расшевелить разум и чувства. Фантастика запускает эти истории в обстоятельства места и времени, которые мы сами представить не можем или не решаемся. Дебютная антиутопия Екатерины Тюхай — смелая история недалекого будущего, похожего на богатый жуткий сон. Она возмущает и заставляет думать — а если повезет, то и проснуться.

Любимый герой Стругацких из всех решений выбирал самое доброе. «Мир без Стругацких», зато с Сальниковым, Веркиным, К. А. Териной, Михеевой и другими замечательными авторами, изобретательно и по-доброму показывает, как же нам с ними повезло.

Нечастый и оттого особенно любопытный пример этической фантастики, изучающей пределы возможного и допустимого не только в технологиях и очертаниях вероятного будущего, но и в человечности, нравственности и любви.

Хороший рассказ держится на интересной идее, как на кости. Хорошему роману одной кости мало — нужен скелет, цельный и гармоничный, а также органы и ткани различной степени мягкости. В романе «Волков-блюз» Эльдар Сафин, любимый фэндомом рассказчик и штатный триумфатор сетевых конкурсов, ярко и красиво переходит в другую лигу с классно придуманной, сложно устроенной, ладно работающей и очень органичной антиутопией. Блеск, как и было сказано.

Ксения Буржская

Автор книг «Живые люди», «Зверобой», «Пути сообщения», «Литораль». Номинант премий «НОС», «Национальный бестселлер», «Электронная буква» (шорт-лист).

— В 2024 году я катастрофически мало читала, в основном неожиданно для себя работала продюсером книжных проектов и книжных клубов, так что буду рекомендовать не только чужие книги, но и те, к созданию которых имела отношение.

Я придумала эту книжку, позвала туда любимых авторов и очень довольна результатом. Если хочется посмотреть, как может выглядеть симбиоз человека и машины, — это самый хороший пример.

Первая детская книжка о высоких технологиях и ИИ, одним из героев которой выступила опять же Алиса. Для любителей будущего, приключений и для тех, кто, как я, вырос на «Энциклопедии профессора Фортрана».

Энциклопедия русской жизни в замкнутом пространстве. Считаю, что это одна из самых важных и заслуженно громких книг года — там есть ответ на вопрос, почему мы такие.

Невероятно ироничный роман о борьбе с зависимостями и расстройством пищевого поведения. Автофикшн здорового человека, который умеет посмеяться над собой, а не только со звериной серьезностью возносить свою травму.

Щемящий сборник рассказов, который сразу же погружает в хтонь 90-х, где все мерят джинсы на картонке и ищут себя в стремительно разваливающейся стране. Стопроцентное узнавание.

Анна Матвеева

Автор книг «Каждые сто лет», «Перевал Дятлова, или Тайна девяти», «Завидное чувство Веры Стениной», «Есть!», сборников «Катя едет в Сочи», «Девять девяностых», «Лолотта и другие парижские истории», книг «Горожане» и «Картинные девушки», «Армастан. Я тебя тоже». Финалист премий «Большая книга» и «Ясная Поляна».

— В 2024 году вышло немало достойных новинок, но мне бы хотелось особо отметить следующие:

Один хороший рассказ — уже достижение, а здесь их собрано три с лишним десятка. О теле писать сложно, но авторы справились. А самый большой молодец — редактор-составитель книги Вероника Дмитриева.

Сильный роман писательницы Буржской прекрасен всем, кроме названия — на мой вкус слишком уж манерно, а впрочем, народу нравится. Мрачная и очень своевременная книга, жить после которой не хочется совсем. Но надо.

Так люблю Адель Блан-Сек, что готова простить даже нечитаемые в русском переводе реплики персонажа по имени Дантист. А впрочем, любое чтение комикса — это работа.

Давно уж мне не было так интересно просто читать книгу — и не искать скрытые течения и фиги в сносках. Если что, это комплимент.

Святочный сборник рассказов современных писателей — если ищете подарок к Новому году, вполне себе вариант.

Михаил Старков
журналист

Читайте также