Новые модели, экспортные рынки, рекордные продажи: как российский автопром побеждал весь 2024-й

29 декабря 2024, 10:01
Фото: фирмы-производителя
Если кто и не сидел сложа руки весь год, так это российский автопром. Освободившись от гнета «варягов», которые мешали развитию легендарной инженерной школы, он широко расправил плечи, вдохнул полной грудью и подарил нам много незабываемого. Давайте не забудем ничего.

АВТОВАЗ: укрепление технологического суверенитета

Только при подготовке этого материала с удивлением обнаружил, что АВТОВАЗ отключил меня от всех новостных рассылок. Как будто обиделись на что. Странно: я же так скрупулезно фиксирую все их победы. В этом году таких было много.

Первая — на «Весту» вернулся вариатор. Как я уже писал в другом месте, это несомненный инженерный подвиг: в столь сжатые сроки найти, апробировать, всесторонне протестировать такой сложный узел — задача нетривиальная, но команда Олега Евгенича Груненкова с ней справилась на ура. Правда, после замены узла от ушедших Renault-Nissan на китайский Vesta с вариатором стала стоить вдвое дороже себя прежней. Но что уж вот. Чуть позже на Vesta вернули еще одну технологию предков — систему стабилизации. И где-то к концу лета'24 она стала похожей на себя прежнюю — технологически вассальную. Но не без нюанса, конечно.

Не менее решительная победа случилась на рубеже весны и лета: к нам вернулся Largus! Его богатая биография началась в 2005–06 гг. в далекой солнечной Румынии, где он именовался Dacia Logan MCV. В начале 2010-х в рамках интеграции ВАЗа в цепочки альянса Renault-Nissan машина переехала в Тольятти, где ее начали локализовывать и адаптировать. Набивать шишки, так сказать.

Возрожденный Largus и e-Largus

Итогом локальной адаптации Logan MCV 2006-го в 2012-м стал Lada Largus за 349 000 ₽. В 2021-м его основательно обновили, после 2022-го с конвейера пришлось снять. И вот в 2024-м его на конвейер вернули, в полностью технологически суверенном исполнении — и за 1 660 000 ₽.

Но ведь они не остановились и на этом! Осенью в серию пошла по-настоящему элитная нашемарка — стретч-седан Aura, который должен заменить нашим чиновникам некогда любимый седан Camry. Правда, сконвертированная из «Весты» Aura оказалась дороже любой Camry из недавнего прошлого. Но это очередной побочный эффект суверенности, досадная мелочь.

Lada Aura

Как будто и этого было мало, уже под занавес года АВТОВАЗ принес нам еще один подарок — спортивную модификацию старушки-Niva, которая еще ого-го! Силами дочернего предприятия «Лада Спорт» подвеске и тормозам придали спортивные настройки, но главное — она получила оригинальный двигатель! Это мощный и породистый 16-клапанный атмосферник мощностью 122 л. с. / 151 Н*м — самый мощный в без малого полувековой истории модели. Новый двигатель потянул за собой новые узлы и настройки трансмиссии, на выходе получился не имеющий аналогов и очень достойный такой наш ответ Porsche Cayenne GTS и прочим там BMW X5M.

Lada Niva Sport

А еще АВТОВАЗ в 2024-м победил китайских конкурентов. Правда, не в прямом рыночном противостоянии, а путем лоббизма и подковерных игр. Результатом которых стало, в частности, резкое и громадное повышение ставок утильсбора.

Итого. За 2024 год доблестный Волжский, дважды Автомобильный, Ордена Трудового Красного Знамени, завод

Годовая премия и 13-я получка всем причастным точно гарантирована.

Порок на экспорт: УАЗы будут собирать не только в Ульяновске

Большой победой внешнеэкономической деятельности можно считать достигнутые соглашения не просто по поставкам — по производству! — автомобилей УАЗ на Острове Свободы. Уже сегодня заканчиваются пусконаладочные работы и последние приготовления. Все готово к тому, чтобы уже в феврале 2025-го новенькие УАЗы собирались на Кубе из российских машинокомплектов.

Советскую классику («Бобик», 1972, и «Буханку», 1965) решили не везти — ее там и так хватает. Для локальной сборки на Кубе выбраны куда более современные «Патриот» (2005) и «Пикап» (вообще новьё — 2017).

UAZ Patriot и Pickup

Про «классику» тоже не забыли, кстати. Российский автопром — это чисто кино про Горца: в конце останется только один, и это будет точно не Дункан Маклауд. «Нива» и «Буханка», как видим, живее всех вообще. К последней в уходящем году вернулось исполнение «Экспедиция» (к «Бобику» тоже). Производитель называет это «адреналиновый максимум»: у «Экспедиции» уже с завода — силовые пороги, экспедиционный багажник, дополнительная защита элементов шасси и трансмиссии, а также окраска в волнующий колер «Сочный Апероль».

Сочный.

Апероль.

УАЗы в экспедиционном исполнении

Moskvich: есть рекорд!

На третий год работы возрожденного завода тиражи выпуска и продаж перестали вызывать слезы. Если за весь 2023-й завод смог отгрузить только порядка 19 тыс. шт., то за 2024-й — уже больше 20 тыс.! Правда, на старте производства в ноябре 2022-го озвучивались проектные планы отгружать по 50 тыс. шт. ежегодно. Пока отставание от плана — больше чем в два раза.

Moskvich 6

Но интересно даже не это. Ранее на той площадке Renault собирала Duster, Kaptur, Arkana и Nissan Terrano. В рекордном для себя 2019-м они собрали больше 100 тыс. шт. — почти в 5 раз больше, чем сумел «Москвич» в (пока что) рекордном для себя 2024-м.

Но сравнение не совсем корректное: у Renault была целая гамма моделей, «Москвич» же пока собирает 2,5 модели («3», «3е», «6»). Хорошо, давайте сравним помодельно:

Кирилл Зайцев
редактор раздела «Авто»

Читайте также