Последние недели в профильных телеграм-каналах обсуждается (как решенный вопрос) возвращение марки в РФ на кривой козе и через массу прокладок. Дескать, переговоры с бывшими дилерами бренда уже ведутся. Я пообщался с источниками в дилерском сообществе — там о камбэке Skoda «Не слышали». Как не слышали и бывшие сотрудники «Фольксваген Груп Рус» («ФГР»). Тем не менее вероятность такого шага можно оценить как высокую. Во-первых, перед глазами пример камбэка Volkswagen, весь (китайский) модельный ряд которого присутствует на рынке стараниями локальных дилеров.
Во-вторых, перед глазами же дебют марки Jetta — бюджетного суббренда VW эксклюзивно для рынка КНР. Больше года эти машины продавались втихую, а в 2024-м импортер запустил полноценный сайт бренда и рекламную кампанию — в том числе в федеральных СМИ. И никто уже не скрывается: интересы Jetta в РФ представляет ООО «ФАВ-Восточная Европа». FAW — госкомпания КНР, у которой есть СП (совместное производство) с Volkswagen. Со Skoda есть СП у другой китайской госкомпании — SAIC. И там все плохо.
Очень плохо. В 2017 Skoda продала в КНР 325 000 автомобилей. В карантинном 2020-м Китай все еще был для Skoda рынком №1, но с тиражом уже 175 000 штук. В 2023-м они продали там 22 800 (!!!) штук. Для сравнения: материнский Volkswagen закрыл 2023 в КНР с тиражом 2 228 635 штук.
Фото: Анастасия Кеда, 66.RU |
---|
На этом фоне кривые-серые поставки продукции в РФ могут хоть как-то спасти ситуацию. Мой собеседник из экс-«ФГР» отмечает, что
— «Шкода» в Китае в **** [омуте] давно, и они заинтересованы в любом покупателе на любой неликвид. Но никогда в жизни Вольфсбург не авторизует SAIC-VW официально вести бизнес».
Но Вольфсбурга тут как бы и нет: есть FAW и SAIC, а у Вольфсбурга — лапки.
Косвенно о проблемах Skoda в Китае говорит и модельный ряд: он там все еще прошлого поколения. Как будто компания поставила крест на дальнейших планах на этот рынок. Например, уже вышли в свет Kodiaq II и Superb IV, а Octavia A8 пережила рестайлинг. В КНР же предлагаются прежние версии этих моделей. Например,
Skoda Kodiaq
- Цена там: 191 900 ¥ / 2 307 156 ₽
- Возможная цена здесь: 4 614 312 ₽
Рестайлинговая версия Kodiaq до нас доехала, но набрать обороты не успела: это был февраль'22. Сейчас на глобальном рынке уже второе поколение, которое сильно раздалось в размерах. Но в КНР до сих пор продается первое, локальной сборки. Из местных отличий — один-единственный доступный мотор. Никаких младших бензиновых (1,4 л) и дизелей. Только 2,0 TSI в разной форсировке: 186 или 220 сил.
Skoda Kodiaq GT
- Цена там: 208 900 ¥ / 2 511 542 ₽
- Возможная цена здесь: 5 023 084 ₽
Эксклюзив для Китая — испорченный, зато красивый, Kodiaq. Почему «испорченный»? Из машины сделали модное «кросс-купе» с залихватским скосом задней части, в итоге убили главное достоинство модели — простор и пространство. Садиться в такое менее удобно, чем в высокий дверной проем Kodiaq, а багажник в угоду дизайну кастрировали с 835 — 2065 л до 463 — 1607 л. Ну и зачем?
Skoda Octavia Pro
- Цена там: 143 900 ¥ / 1 730 066 ₽
- Возможная цена здесь: 3 460 132 ₽
«Наша» Octavia A8 там продается с приставкой Pro — в противовес «Октавии» предыдущего поколения, которая какое-то время присутствовала там параллельно с новым. У нас такое тоже было, помните: Octavia A5 продавалась вовсю, но ее предшественница с приставкой Tour тоже была на рынке. Никогда не забуду: «от 399 000 ₽».
Skoda Superb
- Цена там: 174 900 ¥ / 2 102 770 ₽
- Возможная цена здесь: 4 205 540 ₽
Ах, как гордилась Skoda третьим поколением Superb. Таких пышных презентаций я за ними не припомню ни до, ни после. Даже целую книжку, посвященную дизайну, выпустили. С дорогущей бумагой и полиграфией. А как сверкал шеф-дизайнер марки Йозеф Ка́бан! Это был его триумф как творца. Девять лет спустя дизайн ничуть не померк, жаль только, что версия для КНР — только седан. Универсал Superb — абсолютно божественен, но его окольными путями если только из Европы тащить.
Skoda Karoq
- Цена там: 149 900 ¥ / 1 802 202 ₽
- Возможная цена здесь: 3 604 404 ₽
А вот рестайлинговый Karoq доехать к нам не успел: в Нижнем уже все было готово и налажено для выпуска, но не судьба. Китайский Karoq от нашего отличается довольно сильно. Во-первых, он на 4,8 см длинее — в Китае такое любят, производители им потакают и делают растянутые версии специально для КНР. Во-вторых, китайский Karoq строго моноприводный, в то время как для РФ была версия 4×4. Соответственно, раз моноприводный, то сзади — никчемная полузависимая подвеска, а не прекрасная многорычажка. В свое время я рекомендовал доплатить за 4×4 не столько как за 4×4, но за многорычажку. С ней совершенно другой уровень комфорта задних пассажиров и управляемость. И последнее: линейка моторов у китайского Karoq у́же: только 150-сильный 1,4 турбо (в РФ был еще атмосферный 1,6).
Skoda Kamiq и Kamiq GT
- Цена там: 111 900 (119 900 GT) ¥ / 1 345 340 (1 441 521 GT) ₽
- Возможная цена здесь: 2 690 680 (2 883 042 GT) ₽
Если выше были знакомые модели (кроме Kodiaq GT), то тут перед нами эксклюзив для КНР. Модель Kamiq, конечно, есть и в Европе. Но общее только название: «европеец» качественно отделан, в то время как от китайского Kamiq пахнет нищетой и папертью. Только смотреть надо или вживую, или на «живые» фото — студийные приукрашивают действительность. Хотя китайский Kamiq честен: это самая дешевая модель бренда, входной билет в автомобилизм. У себя на родине он стоит как несколько бич-пакетов, но даже так его почему-то никто не берет. Может, хотя бы (возможные и теоретические) поставки в РФ ему как-то помогут не сгинуть окончательно и бесславно.