Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Очень странная история: как из России (никуда не) ушел Volkswagen

22 мая 2023, 12:02
Очень странная история: как из России (никуда не) ушел Volkswagen
Фото: фирмы-производителя
Уже под самый занавес минувшей недели Volkswagen официально подтвердил закрытие сделки по продаже своих российских активов. Новыми хозяевами калужского завода, складов, финансовых и сервисных подразделений стали структуры, близкие к дилерскому гиганту «Авилон». И тут немало странного.

Азы для понимания контекста

На цивилизованном авторынке есть

  • компания-импортер — главный представитель интересов глобального бренда, в чьем ведении полный цикл импорта с таможенной очисткой, сервис, финансовые инструменты, локальное производство (если таковое имеется);
  • дилеры на местах, которые представляют интересы импортера и за процент от продаж и сервиса осуществляют, собственно, продажи и сервис.

Импортер не занимается продажами конечному клиенту, дилер — не осуществляет импорт. В нашем случае действующие лица — «Фольксваген Груп Рус» как импортер и «Авилон» как его правопреемник. «ФГР» больше нет, «Авилон» за него. Дальше много странного.

Первое Странное

«Авилон» — давний и вполне официальный дилер VW. Весь 2022-й «Фольксваген Груп Рус» провел в режиме гробовой тишины: и не ушел, но и не работал на полную мощь, тем не менее как бы де-юре присутствовал в РФ.

И! При этом «Авилон» одним из первых поставил на поток «параллельный импорт» китайских VW. Да: все еще официальный дилер под носом у официального импортера играет в «Сам себе импортер». Это выглядит, как если бы мужик ходил налево при живой жене, а она бы смотрела на это пусть не с одобрением, но без укора.

И тут одно из двух: либо импортер закрывал глаза (а то и негласно помогал в деле налаживания контакта с китайскими товарищами), или все всё понимали уже тогда и «Авилон» просто не обращал внимания на какие-то формальности — там, типа, «дилер» — «импортер», кого это уже волнует, все равно скоро разводиться. Как на самом деле — узнаем не скоро: все ответственные лица под NDA и лишнего не скажут. Но что мы знаем точно — за неполный год родилось

Второе Странное

На российском рынке сейчас присутствует, по сути, полноценная линейка китайских Volkswagen — то есть автомобилей для того, местного рынка.

Очень странная история: как из России (никуда не) ушел Volkswagen
Фото: фирмы-производителя

Вообще, на рынке Поднебесной только линейка SUV «Фольксвагена» насчитывает 15 (!) моделей. Сравни с нашими Taos, Tiguan, Teramont, Touareg.

Как был «наш» Polo Sedan и Skoda Rapid, неизвестные в большинстве других стран, так теперь появились «их» Tharu, Tacqua, Bora, Talagon, Tayron, T-Cross, ID, VA, VS… И это я еще что-то мог упустить на классифайдах, потому что китайские локальные VW сейчас возит не только «Авилон», но и другие гиганты вроде «Рольфа», и мелкие частники на местах вроде ивановских дилеров.

Отсюда вытекает третье Странное: по большому счету, сложившаяся линейка «параллельных» китайских VW шире, чем последняя для нас линейка VW российских.

  • Было: Polo, Tiguan, Taos локальной сборки плюс мелкими тиражами импорт Teramont, Touareg, Passat.
  • Стало — вот это вот все, что перечислил выше.

Суммарно — 10+ моделей VS полудюжины, которые были на нашем рынке при официальном импортере.

Но за такое разнообразие приходится платить. Скажем, Polo калужского производства перед февралем'22 стоил минимум 1,033 млн, а его китайский «близнец» Jetta VA3 у «серовозов» сегодня начинается от 1,65 млн (а большинство предложений — вообще от 2 млн).

Очень странная история: как из России (никуда не) ушел Volkswagen
Фото: Анастасия Кеда, 66.RU

Хотя сравнение «в лоб» начальных цен не совсем корректно: из Китая не везут откровенно базовые версии, справедливее было бы сравнить со средними комплектациями. Но единого знаменателя не получится в любом случае: наполнение локальных версий всегда отличается, совпадения по комплектациям «точь-в-точь» не будет.

Кстати, что за Jetta

Локальный китайский же суббренд Volkswagen, под которым продают то, что стыдновато называть Volkswagen. То есть самый entry-level из всех entry-level’ов, бюджет бюджета и дно дна (с поправкой на высокие стандарты качества концерна).

Сейчас «серовозы» привезли в Россию всю линейку Jetta, и с ней очень просто: VA3 — технический «брат» Polo/Rapid, VS5 — это как «Карок» и «Таос», а VS7 — бюджетный «Тигуан».

Все как на подбор — с полуторалитровыми моторами, моноприводом, балкой сзади. В ряду кроссоверов под материнским брендом технического разнообразия и того меньше: VW наловчился мастерски лепить сосиски одной формы и содержания, но разного размера, под любые запросы и кошельки.

В итоге отличия между их кроссоверами — сугубо габаритные и чуть-чуть стилистические:

  • T-Cross/Tacqua — 4108 мм
  • Tharu — 4453 мм
  • Tayron — 4640 мм
  • Talagon — 5152 мм

И за любым из них без двух с половиной — трех миллионов в кармане идти не стоит.

Интересные итоги

Да, Volkswagen ушел из России как не просто продавец, но инвестор и индустриальный партнер. Активы за копейки продал (оставил?) бывшему партнеру, который под носом «параллелил» добрый год.

Модельный ряд VW окрасился в цвета китайского флага, стал куда разнообразнее и лучше (зато дороже). Вряд ли китайскому офису VW от этого сильно перепадет — они и так № 1 на местном рынке с миллионными тиражами. Несколько десятков тысяч штук, которые отправятся «полусерым» экспортом в РФ, им вряд ли сделают погоду, но на счетах «Фольксваген Груп Чайна» по итогам финансового года все равно будет чуть больше юаней, чем планировалось.

Счетах, понятно, китайских. Как и в других случаях «новой экономической реальности» (см. т. н. «Москвич») вся добавленная стоимость остается в Поднебесной, в то время как при локальной истории пахали три завода (Калуга, Н.Новгород), и многие-многие миллионы в конечном счете оседали в российском бюджете.