Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Из Серова в болото за 327 дней: история поиска Ан-2 в датах и цифрах

6 мая 2013, 11:27
Кампания по розыску Ан-2 завершена, остался всего один вопрос: зачем областные власти «сожгли» больше 30 миллионов рублей? В поисках ответа мы собрали всю историю серовского «самолета-призрака».

Почти год назад, 11 июня 2012 года, около 23:00 с аэродрома в Серове улетел в неизвестном направлении самолет Ан-2, принадлежавший компании «Авиа-Зов». На следующий день родственники улетевших пассажиров подняли панику: на аэродром самолет не вернулся, значит, либо потерпел крушение, либо сел на каком-то другом аэродроме, но ни с кем из находившихся на борту не удавалось связаться: мобильные телефоны были недоступны.

К вечеру 12 июня стало окончательно ясно: самолет пропал. Так началась сага о поисках серовского «кукурузника-призрака», затянувшаяся почти на целый год. Его судьба стала известна вчера, когда выяснилось, что останки самолета, которые нашли в болоте недалеко от Серова местные охотники, принадлежат тому самому Ан-2.

Портал 66.ru собрал ключевые цифры, связанные с поисками Ан-2.

327 дней прошло со времени исчезновения Ан-2

Активные поиски самолета велись около пяти месяцев, задействовали и авиацию, и пешие отряды, но все было тщетно. 13 ноября 2012 года поиски были официально прекращены. Возобновить их МЧС планировало в июне, но теперь уже не придется.

Справедливости ради нужно признать, что поиски Ан-2 изначально велись вслепую: спасателям не удалось определить, ни на какое расстояние улетел самолет, ни даже в какую сторону он отправился. Примерный радиус поисков определили в 500 км от места взлета. «Берем Серовский аэропорт, ставим радиус и рисуем 500 километров», — рассказывал Порталу 66.ru руководитель Екатеринбургского спасательного отряда Кирилл Климкин.

Радиус поисков — 500 км от Серова. Направление поисков — во все стороны. Фото: Дмитрий Скрябин.

Условно обозначенную территорию дважды осмотрели с воздуха, но никаких следов самолета не обнаружили: на открытых площадках и на поверхности водоемов его точно не было, а разглядеть что-то с высоты в густом лесу невозможно. Чтобы прочесать ту же территорию по земле, понадобилось бы несколько лет, признали спасатели.

По-хорошему, на этом надо было бы и остановиться. Однако поиски не прекратили: губернатор Евгений Куйвашев заявил, что операция беспрецедентная и искать Ан-2 нужно до победного конца. К тому времени безуспешные поиски велись уже месяц, было потрачено около 10 млн рублей.

Евгений Куйвашев, губернатор Свердловской области:

— Такое количество людей и техники привлечено, как никогда. Мы не имеем морального права прекращать поиски. Будем продолжать, пока хватит сил. И не оставляем надежды найти.

Евгений Владимирович был тогда губернатором всего пару месяцев, буквально «на испытательном сроке», и, очевидно, рассчитывал, что ему достаточно лишь раз взлететь над тайгой, чтобы найти Ан-2, и этот блицкриг прославит его на федеральном уровне. Не сложилось. Но отступить от объявленного делом чести поиска уже не получалось, и губернатор упорствовал, сливая миллион за миллионом.

Несколько минут назад Евгений Куйвашев вылетел на место крушения Ан-2. Фото: департамент информационной политики губернатора.

13 человек было на борту Ан-2

О том, сколько пассажиров пропало вместе с «кукурузником», стало известно не сразу. Сначала говорили о примерно шести любителях сгонять на рыбалку воздушным путем и только спустя пару дней, когда стало ясно, что быстро самолет не найти, выяснилось: на борту находился начальник ГИБДД Серова Дмитрий Ушаков, его родственники и подчиненные.

На сегодняшний день официально погибшим признан только Иван Чикишев: об этом еще в январе попросила его жена. Фото из социальных сетей.

Предполагается, что Ушаков заплатил командиру судна Хатипу Кашапову за несанкционированный вылет. Кроме того, сразу было ясно, что пассажиры самолета были пьяны: в оставшихся на аэродроме машинах обнаружили пустые бутылки из-под спиртного. За проступок Ушакова и его подчиненных получил выговор глава областной ГИБДД Юрий Демин, а их непосредственные начальники были уволены.

27 тысяч свердловчан опросили сотрудники МЧС в ходе поисков Ан-2

В ГУ МЧС по Свердловской области уже в первые дни поисков признали: самим самолет не найти, ведь неизвестно даже, в какую сторону он улетел. Так что пришлось призывать на помощь очевидцев: всех, кто что-то знает, что-то видел, кому что-то померещилось. За первые недели поисков спасатели опросили около 27 тысяч местных жителей, приняли сотни сообщений о том, где мог бы находиться «кукурузник», но ни одно из них не подтвердилось.

Пришлось проверять и радиосигналы с призывами о помощи, которые якобы расшифровал радиолюбитель из Нижнего Тагила, и показания мальчика-манси, который вроде бы видел самолет, но не помнил где и когда, и таинственные письма с указанием точного места, где упал Ан-2 (по слухам, такое письмо получал даже губернатор Куйвашев), и многочисленные сообщения о полученных SMS с телефонов пропавших пассажиров.

284 350 кв. км было обследовано с воздуха и 3339 кв. км пешими группами

Первые месяцы поисков сотрудники МЧС ежедневно докладывали СМИ, какая площадь осмотрена с воздуха, какие озера и реки обследованы, сколько километров пройдено поисковыми отрядами по земле.

Спасатели и добровольцы уходили в леса каждый день как на работу: с раннего утра и до позднего вечера. Фото: пресс-служба ГУ МВД по Свердловской области.

Прочесать окрестности Серова «частым гребнем» оказалось невозможно: мешали болота, которые летом просто не подпускают к себе, и густые, непроходимые леса.

Андрей Заленский, начальник ГУ МЧС России по Свердловской области:

— Мы столкнулись с существенными трудностями: это огромные непроходимые и малонаселенные территории, а также озера и болота, которые прочесать невозможно.

Территория поисков постоянно расширялась: в нее включались все места, в которых якобы видели пропавший самолет или куда он мог улететь по предположениям родственников. Искали и далеко за пределами Свердловской области: в Приволжском и Северо-Западном федеральных округах, на территории Пермского края и республики Коми, все больше удаляясь от реального места катастрофы.

8 км — на таком расстоянии от Серова нашли «кукурузник»

На фоне того размаха поисков, о котором шла речь выше, эта цифра выглядит как издевка: Ан-2 искали даже за пределами УрФО, а он в это время лежал практически под носом.

Напомним, на останки самолета случайно наткнулись местные охотники. По их словам, они увидели самолет, только подойдя вплотную, и то не сразу поняли, что перед ними, — приняли за упавшую опору ЛЭП.

Самолет рухнул в болото и оказался почти полностью скрыт сломанными ветками. Фото: пресс-служба ГУ МЧС по Свердловской области.

13 самолетов, 1455 спасателей и 1 губернатор искали пропавший самолет

Основной упор в поисках делался на авиацию: поскольку до последнего было непонятно, где искать, то спасатели старались охватить как можно большую территорию. Но и самолеты с вертолетами не получалось задействовать в том объеме, каком хотелось: мешала капризная уральская погода, к тому же это достаточно дорогое удовольствие для областного бюджета. Теперь, когда Ан-2 найден, конечно, стало понятно, что с воздуха его разглядеть и не удалось бы.

Почти полторы тысячи спасателей и добровольцев искали иголку в стоге сена: территория, в пределах которой мог бы упасть Ан-2, оказалась слишком большой.

Напомним, в поисках планировали задействовать новый спутник «Канопус-В» с мощной оптикой или «Ресурс-П» с сильными камерами, но на орбиту ни тот ни другой не вышли. Вместо них использовали «Ресурс ДК», у которого давно вышел срок эксплуатации.

В поисках Ан-2 лично принял участие и губернатор Куйвашев, но чуда не случилось. Фото: департамент информационной политики губернатора Свердловской области.

31,5 млн рублей было потрачено из областного бюджета на поиски Ан-2

Уточним, официально сумма, затраченная на поиски Ан-2, до сих пор не названа. 31,5 млн, о которых идет речь, — это то, что было выделено из резервного фонда области и подтверждено документами.

Львиную долю этих денег съела авиация, самый дорогой ресурс, использованный для поисков. Напомним, пропавший самолет целенаправленно искали 13 воздушных судов, общий налет составил 1192 часа 40 минут. На работу поисковых отрядов на земле (а это и люди, и техника) было выделено около 5 млн рублей.

Поиски, собственно, потому и прекратили, что деньги кончились. Этой весной родственники пропавших пассажиров заговорили о том, что надо бы возобновить поиски при помощи добровольцев, а деньги на это собрать в виде пожертвований.

Трех грибников, один самолет и один вертолет нашли во время поисков Ан-2

Обломки Ан-2 спасатели обнаружили буквально через несколько дней прочесывания Гаринских лесов, но оказалось, этот самолет рухнул уже давно, просто его никто не удосужился вывезти. Нашелся и богом забытый на лесной полянке разбитый вертолет Ми-8.

Разыскивая серовский «кукурузник-призрак», спасатели наткнулись на брошенные давным-давно Ан-2 и вертолет Ми-8. Фото: Андрей Альшевских.

Так же — случайно, между делом, заодно — спасатели наткнулись на заблудившихся грибников: пенсионеры с внучкой отправились в лес и потерялись в чаще. В общем, строго говоря, в ходе почти годовой эпопеи с поисками Ан-2 хоть кого-то удалось спасти.

Вчера, 5 мая, спасатели, следователи и полиция полдня провели возле найденных останков Ан-2. В ближайшее время представители правоохранительных органов обещают дать отчет обо всем, что удалось выяснить на месте катастрофы. Надеемся, отчет об ушедших на бесплодный поиск миллионах тоже не заставит себя ждать.