Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Здание аэровокзала «Уктус» можно сохранить. Три варианта, которые устроят всех

11 ноября 2021, 18:00
Здание аэровокзала «Уктус» можно сохранить. Три варианта, которые устроят всех
Фото: архив 66.RU
Защитники аэровокзала несколько лет пытаются остановить его демонтаж, но безуспешно. В ноябре процесс удалось затормозить — после жалобы общественников в УФАС поиск подрядчика остановили. Но это не означает, что здание спасено — объектом культурного наследия оно так и не признано. При этом есть три предложения, позволяющих вписать аэровокзал в комплекс нового торгового центра «Золотой», но застройщики не воспринимают их всерьез.

В начале ноября Управление Госавианадзора по УрФО объявило тендер на снос здания аэропорта Уктус. Планировалось, что электронный аукцион пройдет 10 ноября, но после жалобы активистов движения «Мирные жители» и общественницы Екатерины Петровой в Управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) поиск подрядчика остановили.

В техзадании защитники аэровокзала нашли противоречия действующему законодательству. Как ранее поясняла Петрова, в характеристике здания указано, что у него есть деревянные перекрытия, а в проекте организации работ — что они монолитные и сборные железобетонные.

Заявительница считает, что это «вводит потенциальных участников в заблуждение, так как влияет на определение стоимости и объемов работ и создает преимущества определенным участникам закупки». Подробнее о выявленных нарушениях можно прочитать здесь.

Но очевидно, что это не остановит снос здания, а только затормозит процесс, потому что в список памятников архитектурного наследия его до сих пор так и не включили.

При этом есть три ранее озвученных варианта сохранения здания аэровокзала в комплексе проекта ТЦ «Золотой». Но застройщики их пока не рассматривают.

Музей гражданской авиации в составе комплекса торгового центра

В апреле 2021 года архитектор Андрей Вовк (участвовал в проектировании Ельцин Центра и других крупных проектах) выступил против сноса здания. Он уверен, что аэровокзал можно сохранить и в составе комплекса планируемого торгового центра «Золотой» в качестве уникального культурного объекта.

Одним из вариантов использования здания может быть создание в нем и на прилегающих к нему площадях небольшого музея гражданской авиации. Основной концепцией экспозиции может стать история развития гражданской авиации и установление воздушных связей Екатеринбурга с городами России.

В музее могут проводить виртуальные исторические экскурсии на борту небольших самолетов по городам, связанным с аэропортом Екатеринбурга в первой половине ХХ века, показывать документальные фильмы, рассказывать о полетах и технике того времени.

Андрей Вовк:

— Такая экспозиция может быть довольно интересна посетителям, в том числе детям, и может привлечь дополнительное количество людей в торговый центр. К тому же появление небольшого музея рядом с торговым центром достаточно неординарно.

Проект Британской высшей школы дизайна

Выпускницы Британской высшей школы дизайна в Москве разработали проект реконструкции помещений аэровокзала. Дипломная работа вошла в список финалистов международной премии по архитектуре и дизайну Eurasian Prize 2021.

Дизайнеры предлагают использовать в качестве декора модели самолетов и советские плакаты, посвященные авиации. Также, по их задумке, в культурно-выставочном центре в здании аэровокзала можно разместить кафе, коворкинг и магазин сувениров. Победителей Eurasian Prize 2021 объявят 19 ноября в Екатеринбурге.

Ресторан

Главный архитектор Екатеринбурга Андрей Молоков также считает, что аэровокзал может войти в комплекс строящегося «Золотого». В ноябре 2020 года он предлагал сделать там ресторан.

Андрей Молоков, главный архитектор Екатеринбурга:

Здание аэровокзала «Уктус» можно сохранить. Три варианта, которые устроят всех

— Сохранять исторические объекты можно по-разному. Их можно «запереть» в золотой клетке, а можно вписать, видоизменить. Я считаю, что здание аэропорта Уктус не является выдающимся. Не стоит относиться к этому зданию как к артефакту. Но его можно вписать в застройку, чтобы сохранить память об этом месте. Таких примеров много. Там очень красивые интерьеры, выполненные в стиле сталинского ампира. Представьте, если сделать там ресторан, который станет частью автовокзала и торгово-развлекательного центра.

В разговоре с корреспондентом 66.RU Андрей Молоков добавил, что считает возможным также размещение в здании аэровокзала музея или любого другого общественного пространства.

Несмотря на все предложения, владельцы «Общества Малышева 73» не собираются отказываться от сноса здания.

Константин Погребинский, совладелец «Общества Малышева 73»:

Здание аэровокзала «Уктус» можно сохранить. Три варианта, которые устроят всех

— Нужна ли нам эта земля — это как спросить, действительно ли палец влияет на жизнеспособность человека. Что касается идеи размещения там музея, то мы даже не думали об этом. Здание не является памятником, хотя общественные организации хотели присвоить ему этот статус. Мы находимся в правовом поле.

В итоге, скорее всего, вместо аэровокзала будет вот такое здание:

Здание аэровокзала «Уктус» можно сохранить. Три варианта, которые устроят всех
Фото: официальная документация проекта

Официальная документация проекта:

Здание аэровокзала «Уктус» можно сохранить. Три варианта, которые устроят всех
Фото: Ирина Смирнова для 66.RU
Здание аэровокзала «Уктус» можно сохранить. Три варианта, которые устроят всех
Фото: официальная документация проекта
  • Аэропорт «Уктус» построили в Свердловске в 1937 году. Он принимал и отправлял самолеты в населенные пункты региона и в другие города — Магнитогорск, Челябинск, Москву, Омск и Иркутск. В середине 50-х дальние рейсы перенесли в Кольцово, а в 1986 году гражданский аэропорт выселили с Уктуса под Арамиль.
  • Здание относят к постконструктивизму — короткому временному промежутку с 1932 по 1936 год, который выделил советский историк Селим Хан-Магомедов. Старший научный сотрудник Музея Москвы Александра Селиванова отмечает, что ценность «Уктуса» — в его отличной сохранности, благодаря которой здание можно использовать для любой цели — от открытия музея или детского центра до стилизованного ресторана.
  • В 2019 году общественники обратились в Управление госохраны ОКН с просьбой признать аэровокзал объектом культурного наследия. Управление отказало им на основании экспертизы. В этом году они предприняли вторую попытку.
  • Специалисты, которые ее проводили, не нашли ничего примечательного в постконструктивистской постройке — «общий объем здания утилитарен», «интересных декоров фасада или интерьеров здание не содержит».
  • Первый камень в основание нового ТЦ — несколько «золотых» слитков — заложили в фундамент год назад, в январе 2020-го. Тогда же представили внешний облик ТЦ. Внешним видом ТПУ занимался Владимир Громада, а изначальную концепцию разработало британское бюро Dyer.