На форуме 100+ Technobuild в Екатеринбурге прошел круглый стол, посвященный проблемам реализации программы комплексного развития территорий (КРТ) в регионах Уральского федерального округа. В отличие от реновации, предполагающей снос многоэтажных домов за счет бюджета, программа КРТ предусматривает отселение лишь ветхого, аварийного и морально устаревшего малоэтажного жилья.
На сегодняшний день пять из шести субъектов УрФО, в том числе Свердловская область, приняли необходимые правовые акты для запуска нового механизма сноса домов. Всего под программу КРТ попадают более 1,3 тыс. объектов в Екатеринбурге — дома до пяти этажей, построенные по 1970 год включительно, дома без централизованных сетей и изношенные деревянные дома. И власти, и застройщики признают, что программа КРТ — удачный и нужный механизм, однако существует ряд нерешенных проблем, из-за которых реализация программы может провалиться.
— Более половины субъектов полностью завершили принятие нормативно-правовой базы, необходимой для реализации комплексного развития территорий. И УрФО — лидер среди федеральных округов. Здесь начинается фаза утверждения пилотных проектов и запуска КРТ.
Отсутствие такого механизма, как КРТ, и бум жилищного строительства, по словам президента Национального объединения строителей (Нострой) Антона Глушкова, привели к тому, что города стали разрастаться вширь. Это в первую очередь доставляет неудобства самим жителям миллионников, которые вынуждены часами стоять в пробках. Также терпят убытки местные власти и застройщики: первые тратят больше средств на обслуживание и содержание городов, вторые — на инфраструктуру.
Фото: Антон Буценко, 66.RU |
---|
Участники конференции обозначили пять главных слабых мест программы КРТ:
Сейчас, как считает руководитель правового сопровождения земельно-имущественных отношений «Брусники» Ольга Фаизова, механизм КРТ в регионе еще не отработан. Есть два пути, по которым может пойти механизм. Первый предполагает, что федеральные власти закрывают глаза на проблемы в законодательстве, муниципалитеты отдают под площадки территории на окраинах, жители старого фонда саботируют процесс, в итоге девелоперы, чтобы сохранить экономику проекта, реализуют человеконенавистническую застройку.
— Второй путь предполагает популяризацию идеи расселения федеральными властями, инфраструктурную поддержку со стороны регионов и городов и вовлеченность жителей старого фонда и других горожан в процесс. В этом случае девелоперы смогут предлагать человечные проекты, которые удовлетворят всех. Регионы остро нуждаются в позитивном примере, который на практике покажет, насколько важен механизм КРТ.
По словам Аркадия Чернецкого, власти понимают, что закон требует доработок: «Мы открыты к тому, чтобы вносить изменения в закон, основываясь на существующей практике КРТ», — заявил он.
Все участники встречи сходятся во мнении: КРТ — это неизбежность и пока лучший из существующих инструментов. Его реализация позволит девелоперам и властям воплощать современные градостроительные концепции, а горожанам — получить достойную среду для жизни. Лучшим решением может стать реальный позитивный проект, который можно будет масштабировать по всей стране.
По итогам конференции все прозвучавшие идеи будут обобщены, систематизированы и войдут в итоговую резолюцию конференции. Аргументированные предложения, как пообещал сенатор Чернецкий, будут учтены и отражены в законе о КРТ.