Вопрос о восстановлении памятников на выездном совещании в Ирбите поднял губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев. По действующему ФЗ-73 этот процесс требует множества согласований и сопряжен с запретами и ограничениями. По этой причине инвесторы неохотно реконструируют исторические здания.
Во-первых, по периметру каждого памятника автоматически устанавливается стометровая зона, где запрещены любые работы, то есть нельзя ни провести капремонт дома напротив, ни выкопать прогнившую трубу, ни облагородить территорию, ни построить новое здание. В Екатеринбурге зарегистрирован 851 объект культурного наследия, это огромная территория, по сути, выведенная из хозяйственного оборота.
Конечно, застройщики могут уменьшить охранную зону, но для этого нужно разработать ее новый проект и пройти историко-культурную экспертизу. То есть растет стоимость строительства. Во-вторых, в России не хватает специалистов для такой работы. По подсчетам директора «УГМК-Застройщик» Евгения Мордовина, на всю страну есть примерно 600 экспертов, имеющих право проводить историко-культурную экспертизу, в Екатеринбурге их порядка десяти, и только две компании в городе аккредитованы выполнять археологические изыскания.
В-третьих, закон обязывает владельцев квартир в домах-памятниках, которыми насыщен исторический центр города (самый известный пример — Городок чекистов), следить за их состоянием и блокирует возможность, например, обновить фасады или усилить перекрытия без разрешения чиновников.
— В нынешнем виде закон предусматривает только ограничения и наказания. Физически его исполнить очень сложно. Проще ничего не делать. А это в итоге может привести к деградации центра города. Нужны более либеральные правила. Следует добавить меры стимулирования для работы с объектами культурного наследия, чтобы закон работал реально, а не на бумаге. Потому что на одних запретах памятники не сохранить.
Как стало известно 66.RU, рабочая группа обсудит несколько идей.
Одна из инициатив касается разрешения сноса и обязательного воссоздания объектов культурного наследия, если они угрожают жизни и здоровью живущих в них людей. Возможно, предложение возникло на фоне дискуссии вокруг разрушенного кирпичного особняка на Мельникова, 14. В городской администрации тогда объяснили снос здания, которое хоть и не обладало охранным статусом, тем не менее оказалось ценным для горожан, его аварийным состоянием.
Также есть идея спустить полномочия, касающиеся работы с памятниками регионального значения, с федерального на областной уровень.
— В городе много домов-призраков, которых физически нет, но в реестре объектов культурного наследия числятся. Сейчас решение об исключении зданий из реестра инициирует местный уполномоченный орган, а принимает — правительство РФ. Такая длинная цепочка согласований затягивает сроки вовлечения территории в хозяйственный оборот и ее благоустройство. Передача полномочий на областной уровень упростила бы этот процесс.
Фото: Личная страница Покраса Лампаса в Instagram |
---|
Процедуру исключения из реестра объектов культурного наследия проходит заброшенная больница в Зеленой Роще. На ее месте хотят построить многопрофильный медицинский центр. Во время «Иннопрома-2021» Евгений Куйвашев обратился с просьбой об ускорении этого процесса к премьер-министру Михаилу Мишустину. |
Фото: Яндекс.Панорамы |
---|
А вот, например, небольшой участок участок газона возле небоскреба «Высоцкий» обладает статусом объекта культурного наследия. Таким способом выполняются охранные обязательства по снесенному в 2009 году Дому землемера Ярутина. |
Фото: архив 66.RU |
---|
Или другой пример, как может выглядеть памятник. В 2013 году сровняли с землей особняк рядом с «Покровским пассажем». Площадку закрыли огромным баннером с сообщением, что ведутся восстановительные работы. Но на самом деле там стоят машины работников соседних офисов. |
Кроме того, чиновники из администрации Екатеринбурга предложили распространить преимущественное право выкупа старинных зданий на их арендаторов. Похожая норма действует в отношении субъектов малого предпринимательства при приватизации государственной и муниципальной недвижимости.
«В контексте памятников архитектуры такой опции нет. У арендатора нет стимула вкладывать деньги, поскольку непонятно, выиграет ли он торги», — объяснил 66.RU один из участников совещания в Ирбите. Он считает, что схема может заработать, если закон закрепит право собственности за покупателем после того, как он выполнит все условия по сохранению объекта.
Помимо прочего, бизнес готов реставрировать памятники, если будут действовать налоговые льготы или появится источник заработка, позволяющий компенсировать затраты. Варианты могут быть самые разнообразные: льготы на налог на прибыль, снижение ставки налога на имущество, освобождение от НДС при купле-продаже, аренде или извлечении доходов, снижение кадастровой стоимости участка (поскольку землю под памятником можно использовать только для эксплуатации памятника, ничего больше, как правило, построить там нельзя). Также можно было бы выделять девелоперам участки для застройки под гарантии восстановления объекта культурного наследия.
По мнению самих застройщиков, разработку защитных зон и проведение экспертиз можно доверить и коммерческим организациям, как это происходит в стройке, где финальную проверку проектной документации проводят и частные компании тоже. Это позволило бы расширить круг экспертов.
И, наконец, самый спорный пункт — ревизия памятников архитектуры. «В девяностые годы старые здания массово включали в реестр объектов культурного наследия. Получалось, что для одного региона особняк действительно мог представлять ценность, а для другого — был обычным старым домом. Нужно пересмотреть критерии: принцип возраста не должен быть определяющим. Важно, чтобы у здания была уникальная история, архитектурная особенность или оно было символом эпохи», — поделился мнением один из девелоперов.
Как ожидается, рабочую группу сформируют из чиновников министерства ЖКХ, министерства строительства, администрации Екатеринбурга и управления госохраны объектов культурного наследия, депутатов и общественников. Они более детально обсудят предложения во время заседаний, а потом оформят их в законопроект и передадут в Госдуму. Окончательное решение примет федеральный парламент.