Закон о приаэродромных территориях (ПАТ) приняли еще в 2017 году, однако их создание и утверждение затянулось. Камнем преткновения между аэропортами и властями стала седьмая подзона — из-за высоких авиационных шумов в ней запрещено строить социальные объекты и жилье и развивать общественные пространства. В Екатеринбурге заморозка и полная остановка развития грозит 14,5 тыс. га территории.
Для Кольцово разработали уже две версии проектов приаэродромных территорий. Изначально седьмая подзона раскинулась на 286 тыс. га — в нее попала треть Екатеринбурга, в том числе Академический, Новокольцовский, Солнечный, Светлый и Уктус. Во второй редакции подзону сократили в 20 раз, однако даже в этом случае развитие и реновация части территорий города окажется невозможной: подзона заблокирует развитие и благоустройство общественных пространств на площади 1400 га, под ограничения попадет строительство 12 новых детских садов и 13 школ.
Фото: Анна Коваленко, 66.RU |
---|
Как рассказал РБК Екатеринбург генеральный директор Центра экологической безопасности гражданской авиации Михаил Картышев, установление таких ограничений, которые накладывает седьмая подзона, тормозит развитие инфраструктуры.
Михаил Картышев, гендиректор Центра экологической безопасности гражданской авиации:
— Это огромная мертвая территория вокруг аэропорта. Сейчас у нас реализуется госпрограмма по строительству социально значимых объектов, но из-за этой подзоны невозможно строить школы и детские сады. Это ни к чему не приведет, кроме как к ухудшению общего благосостояния и настроений граждан.
Помимо новой стройки седьмая подзона может тормозить реновацию территорий. Законопроект о комплексном развитии территорий как раз накладывает на инвестора дополнительные обязательства в виде резервирования мест под социальную инфраструктуру. При этом жители ветхих домов, попавшие в седьмую подзону ПАТ, не могут рассчитывать ни на переселение, ни на благоустройство территории в перспективе.
Из-за седьмой подзоны ПАТ под угрозой развития также площадка за «Екатеринбург-ЭКСПО», в том числе объекты Универсиады. Общежития, которые строят для спортсменов, потом должны перейти УрФУ.
Евгений Куйвашев, губернатор Свердловской области:
— Многие страны хотели бы отправить к нам студентов. Но сегодня нет общежития, кампуса, достойного уровня. Ведь мы можем продавать образовательную услугу, за деньги обучать студентов. Представьте, мы построим 12 тысяч новых мест. Что такое приезд иностранных студентов на пять-семь лет? Это деньги!
Кроме того, в седьмую подзону ПАТ попадает 10,5 тыс. выданных и перспективных участков индивидуального жилищного строительства. Так, в Самарской области разгорается скандал из-за земель, которые власти отдали 600 многодетным семьям под ИЖС. Часть людей успели оформить участки в собственность и начать стройку. Однако после согласования ПАТ самарского аэропорта на этих землях нельзя возводить жилье. Кроме того, под вопросом оказалось возведение школы, детского сада и поликлиники, которые местные власти обещали возвести.
Утверждение проекта приаэродромной территории Кольцово затянулось на два года. Даже после 20-кратного сокращения седьмой подзоны независимые экспертизы выявили несколько нарушений, в том числе связанных и с необоснованно большой площадью ПАТ.
В пресс-службе Кольцово настаивают, что границы седьмой подзоны формируются на основании строгих требований Роспотребнадзора и Росавиации.
Пресс-служба Кольцово:
— Ситуация, сложившаяся с утверждением ПАТ аэропорта Екатеринбурга, не уникальна. Аналогичная проблема существует во всех крупных мегаполисах России.
Решить проблему с седьмой подзоной Кольцово уже пообещал заместитель председателя правительства РФ Марат Хуснуллин. В ходе визита в Екатеринбург он заявил, что «настроен сделать это в первой половине года».
Марат Хуснуллин, вице-премьер РФ:
— Проблема очень острая. Она является одним из самых острых сдерживающих факторов для крупных городов. Яркий пример — это Екатеринбург. Седьмая подзона — шумовая — действительно накладывает ограничения на большое количество территории. Сейчас мы пытаемся найти компромисс между Воздушным и Градостроительным кодексами. Это проблема неувязки двух законов.
Эксперты видят разные пути решения. По словам Михаила Картышева, нужно разделить седьмую подзону и устанавливать уже внутри нее менее или более строгие ограничениям. Депутат Госдумы Дмитрий Ионин уверен, что седьмая подзона — бюрократическая ошибка и от нее нужно избавиться. По мнению источника РБК Екатеринбург, знакомого с ситуацией, сейчас просто продолжится торг между властями Свердловской области и Кольцово, пока аэропорт не согласится сделать небольшую приаэродромную территорию.
Проект приаэродромной территории — не единственное ограничение для строительства вблизи аэродрома Кольцово. Так, в начале марта департамент архитектуры администрации Екатеринбурга получил от Минобороны информацию о том, что территория логистического парка «Кольцовский» попала в запретную зону ведомства, установленную вокруг военного склада. Она может сорвать строительство 500 тыс. кв. метров жилья и остановить реконструкцию ЕКАД. В Гильдии строителей Урала заявили, что собственников более 1000 участков ограничат в правах на их использование, а также встанет вопрос с ремонтом в жилом фонде объемом более 300 тыс. кв. метров.