12 студентов из Уральского государственного архитектурно-художественного университета (УрГАХУ) под руководством главного архитектора Екатеринбурга, заместителя начальника департамента архитектуры города Андрея Молокова разработали девять альтернативных проектов торгово-транспортно-пересадочного узла «Золотой», который компания «Малышева 73» строит на Ботанике. Многие авторы альтернативных «Золотых» предлагают вписать в концепцию историческое здание аэропорта «Уктус» и настаивают на более спокойных цветах.
В задачи проекта входило критически проанализировать исходный облик ТРЦ и автовокзала и разработать собственное архитектурное решение. Андрей Молоков рассказал 66.RU, зачем нужно было рисовать новые проекты, если строительство объекта уже началось. По мнению главного архитектора, пока идет лишь начальный этап строительства первой очереди «Золотого», еще есть возможность продолжить дискуссию об облике торгового центра и автовокзала. По словам Молокова, сам застройщик может внести корректировки в эскизы на любом этапе строительства, если возникнет такое желание.
Андрей Молоков, главный архитектор Екатеринбурга:
— Я поставил задачу разработать концепцию с той же функцией торгово-развлекательного комплекса с автовокзалом. Работы всего лишь показывают, что то, что планируется строить на Ботанике, не безальтернативно. Никто не сравнивает профессионалов со студентами, это просто взгляд со стороны. Если бы на эту территорию в свое время был настоящий конкурс, то мы увидели бы палитру разных решений. По поводу этого варианта архитекторы высказывали застройщикам некоторые возражения. Кое-что учли, кое-что — нет.
По словам главного архитектора, он предложил, а затем выложил эти студенческие работы, чтобы люди увидели, «какой взгляд на эту территорию может быть». «Когда есть другие варианты, они могут повлиять на ту концепцию, которая есть в работе», — рассказал Молоков.
1. Проект «Oazis»
«Комплекс вмещает несколько функций, которые разделены на зоны. В центре каждой зоны расположена оранжерея с куполом, через который проникает естественное освещение». (Здесь и далее — описание проектов с сайта УрГАХУ.)
Фото: предоставлено 66.RU Проект «Oazis». Автор: А.И.Токарев. Руководитель А.В.Молоков., УрГАХУ. |
---|
Автор разработки сделал акцент на природном аспекте. |
2. Проект «Birth of a butterfly»
«Идеей для проекта послужил процесс превращения гусеницы в бабочку. Акцент — ажурная оболочка».
Фото: предоставлено 66.RU Проект «Birth of a butterfly». Автор: Е.И.Германюк. Руководитель А.В.Молоков. УрГАХУ |
---|
3. Проект «Серебряное копытце»
«Внешний облик и внутренняя структура проектируемого объекта представляют собой Уральские горы и россыпь драгоценностей».
Фото: предоставлено 66.RU Проект «Серебряное копытце». Авторы А.Э.Артамонова, Е.Е.Тырышкина. Руководитель А.В.Молоков. УрГАХУ |
---|
4. Проект «Вечная классика»
«Проект, включающий торговый центр и автовокзал, соединяет комплекс и памятник «Уктус» в единый архитектурный ансамбль. Такая концепция делает здание вневременным и предполагает долговечность».
Фото: предоставлено 66.RU Проект «Вечная классика». Автор К.В.Золотая. Руководитель А.В.Молоков. УрГАХУ |
---|
5. Проект «The 20 Divenire»
«Сообразно общественному использованию данного объекта, будет уместно отдать приоритет близлежащей к историческому памятнику территории общественной функции рекреации и парковой зоны».
Фото: предоставлено 66.RU Проект «The 20 Divenire». Авторы Максим Клайн, Ярослав Семенищев. Руководитель А.В.Молоков. УрГАХУ |
---|
6. Проект «Bazar Vokzal»
«Историческое здание аэропорта является музеем, в его башню врезан объем ТРЦ в виде колонны с сетчатой конструкцией, внутри которой расположен музейный экспонат — самолет».
Фото: предоставлено 66.RU Проект «Bazar Vokzal». УрГАХУ |
---|
7. Проект «NEZOLOTOY»
«Проект разработан в концепции «Деревня». Он показывает слияние природы и человека, вплетая свою архитектуру в повседневную жизнь городских жителей».
Фото: предоставлено 66.RU Проект «NEZOLOTOY». Авторы Татьяна Калюжная, Ксения Седачева. Руководитель А.В.Молоков. УрГАХУ |
---|
Проект «Бегущая строка»
«Проект разработан в концепции «Бегущая строка»: форма словно состоит из множества элементов с электронными устройствами, предназначенными для отображения рекламы».
Фото: предоставлено 66.RU Проект «Бегущая строка». Автор Алена Репина. Руководитель А.В.Молоков. УрГАХУ |
---|
9. Проект «Atrium Flora»
«Объемная форма обоснована близостью расположения Ботанического сада УрО РАН. Четырехэтажное здание органической формы состоит из пяти объемов, имеющих мягкие формы разной высоты, соединенные единой платформой».
Фото: предоставлено 66.RU Проект «Atrium Flora». Автор А.Е.Филатова. Руководитель А.В.Молоков. УрГАХУ |
---|
Представитель «Малышева 73» Илья Клюжин в беседе с корреспондентом 66.RU заявил, что к этим проектам нужно относиться исключительно как к студенческим работам. Зачем учащиеся УрГАХУ под руководством главного архитектора Екатеринбурга в качестве курсовых проектов выбрали именно тему «Золотого», в компании не знают.
Илья Клюжин, представитель «Малышева 73»:
— Мы не понимаем, зачем это было сделано. Роль главного архитектора города мне здесь тоже непонятна. Мы рассматриваем это как альтернативное мероприятие по попытке оказать на нас давление. Есть утвержденный проект, разрешение на строительство, строительство ведется, никто ничего менять не собирается, это просто невозможно. Об этом не может идти речь.
По словам главного архитектора, он предложил, а затем выложил эти студенческие работы, чтобы люди увидели, «какой взгляд на эту территорию может быть». «Другие варианты, когда они есть, могут повлиять на ту концепцию, которая есть в работе. Что касается заявления о давлении на застройщика — это нормально. Мы все живем в одном городе, и у многих есть мысли по поводу того или иного участка», — рассказал Молоков.
В ноябре 2020 года Екатеринбургская дума удовлетворила протест прокурора города Светланы Кузнецовой, которая потребовала отменить норму, обязывающую застройщиков согласовывать с мэрией архитектурно-градостроительный облик объектов во всех территориальных зонах. Хотя уже сейчас Правила землепользования и застройки (ПЗЗ) допускают, что без обязательного одобрения чиновников могут строиться здания только в двух зонах: Ж-5 (многоэтажная жилая застройка) и Ц-4 (крупные торговые центры).
Впрочем, главный архитектор Андрей Молоков считает по-другому. По его мнению, после вступления такого решения в силу мэрия потеряет контроль за формированием облика города. «Общественность уже может наблюдать за последствиями судебных решений и решений, которые утвердили депутаты», — добавил архитектор в беседе с 66.RU.
- Торговый центр, который получил народное название «Золотой», появится на бывшей производственной площадке Уральского завода гражданской авиации к 2023 году. ТПУ объединит торговые площади, Южный автовокзал, который переедет с улицы 8 Марта, станцию метро и остановку городской электрички. Планируется, что в этом году инвестор частично воздвигнет металлокаркас ТПУ, также осенью застройщик начал реконструировать дорожную инфраструктуру.
- Идею перенести автовокзал на Ботанику градсовет одобрил еще летом 2016 года. Тогда архитекторы и бывший мэр Аркадий Чернецкий высказали замечания к внешнему облику объекта. В декабре того же года совладелец компании «Малышева 73» Игорь Заводовский заявил, что «транспортно-пересадочный узел на «Ботанике» не будет золотым ни по цвету, ни по названию».
Фото: официальная документация проекта |
---|
Так выглядел проект «Золотого» в 2016 году |
- К 2020 году облик будущего ТПУ поменялся, но золото все-таки осталось. «Как будто жидкое золото вытекает из кастрюли», — объяснил фасадные решения Игорь Заводовский и уточнил, что внешним видом объекта занимался Владимир Громада, а изначальную концепцию разработало британское бюро Dyer.
Фото: официальная документация проекта |
---|
Так выглядит проект «Золотого» сейчас |
- Отдельно общественники критикуют проект за то, что ради него снесут историческое здание аэропорта Уктус. Активисты добиваются присвоения ему статуса памятника истории и архитектуры. Пока безуспешно.