Глава Екатеринбурга Александр Высокинский озвучил тезис о демонтаже бизнес-центра «Призма» у железнодорожного вокзала. Но из-за этого мэрия может потерять много времени, а бюджет лишиться несколько сотен миллионов рублей.
В арбитражном суде продолжаются заседания по иску горадминистрации, которая требует сноса незаконной части небоскреба. В то же время инвестор проекта — компания «ТВЦ Европейский» — находится в процедуре банкротства, что делает практически невозможным взыскание с нее средств. Получается, что демонтировать самострой придется за счет бюджета (работы, по предварительной оценке, обойдутся в 500 млн рублей). Но и в городской казне такие деньги найти проблематично.
Во время объезда Железнодорожного района Александр Высокинский рассказал, что муниципалитет готовит документы на демонтаж 36-этажного здания. «Собственники [здания] демонтаж не будут делать — это будем делать, скорее всего, мы. А потом взыскивать [с них средства]», — объяснил глава города (цитата по ura.ru).
Между тем параллельно в суде продолжается рассмотрение дела о банкротстве инвестора небоскреба. Свои требования к «ТВЦ Европейский» выдвинули несколько десятков кредиторов. Процесс тянется с 2016 года, и пока разрешения споров не предвидится. Подробнее, откуда у компании появились долги, мы писали здесь.
Получается, что городу где-то нужно найти минимум 500 млн рублей, разобрать здание, счет выставить разоренному «ТВЦ Европейский», а в случае неуплаты опять идти в суд, а потом опять — с иском о субсидиарной ответственности (когда долги предприятия выплачивают его учредители). При этом вероятность, что застройщик сможет компенсировать затраты муниципалитета, — мала.
К тому же на владельцев и управленцев БЦ «Призма» завели уголовное дело. Полицейские нашли в их действиях признаки преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 165 УК РФ («Причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием»).
В пресс-службе мэрии на вопросы журналиста 66.RU о перспективах разрешения спора ответили так: «Вопрос находится в проработке, его внесли в протокол объезда». То есть четкого понимания, как будут развиваться события, можно ли насобирать средства на снос здания с учетом проблем с бюджетом и одобрят ли вообще с учетом накопившихся противоречий такие траты депутаты гордумы, у администрации нет.
— Проблема обозначена такая: якобы здание построено с нарушением технологии и оно опасно для эксплуатации. Так ли это или нет, я не знаю. И я не понимаю, как посреди такого оживленного квартала должен производиться снос. Я попросил у города результаты экспертизы. Если здание действительно аварийное и оно представляет опасность в плане обрушения, то не надо считать никакие деньги.
Колесников предположил, что спор можно разрешить иначе. «Мы уже имели такую ситуацию с гостиницей «Интурист» (сейчас — штаб-квартира «Газпрома»). Там здание тоже стояло много лет в недостроенном виде. Тоже заявляли, что нижние блоки расходятся. Но компания нашла техническое решение, и здание функционирует», — сказал он.
Как правило, триггером к изменениям служит политическая воля и готовность богатого инвестора вложиться в капиталоемкий проект. Так с некоторыми оговорками (все-таки контекст у ситуаций разный) случилось с телебашней у цирка, так происходит с недостроем на Октябрьской площади. Пока публичный интерес к бизнес-центру никакая из финансово-промышленных групп региона не проявила.