Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.
Согласен

Николай Сметанин уходит из мэрии Екатеринбурга. Последнее интервью главы комитета по строительству

стройка интервью Отставки и назначения
27 сентября 2019, 10:00
Фото: Григорий Постников, 66.RU
Николай Сметанин курировал городские стройки более шести лет, но неожиданно решил уйти из администрации Екатеринбурга. Мы встретили без пяти минут экс-чиновника у Дворца молодежи и спросили, что теперь будет с грандиозными планами по строительству школ, когда наконец закончат Макаровский мост и почему все проекты в нашем городе так тормозят.

На прошлой неделе Николай Сметанин подал заявление об уходе по собственному желанию. Глава города его еще не подписал и официально об увольнении не объявлено, но сам Сметанин говорит, что решения не поменяет.

— Совсем недавно администрация презентовала грандиозный план по строительству школ и садиков до 2025 и 2035 годов. Карта, как я понимаю, создана при вашем непосредственном участии, и вдруг вы уходите. Как так?

— Я более 10 лет проработал в администрации города, 6 лет курировал бюджетное строительство. Мы выполнили программу по строительству детских садов. Подготовили город к чемпионату мира по футболу. Построили массу других муниципальных объектов. За время моей работы силами Комитета по строительству и УКСа построено и реконструировано восемь новых школ, в том числе в этом году — школа № 1. К текущему году мы подошли не с пустыми руками: школы запроектированы, семь находятся в стадии строительства, еще к пяти должны приступить в ближайшее время, главное, начало положено! Мне не стыдно за мою работу. Надо двигаться дальше.

— И все же, если верить официальному геопорталу, то уже к 2025 году в городе появится 51 новый садик и 22 школы. Мой коллега Валерий Кунщиков посчитал, что для этого в год необходимо более 5 млрд рублей. В этом году по программе «Создание новых мест в общеобразовательных организациях» выделили всего 3 млрд. Очевидно, что ваш план чересчур оптимистичен.

— Единственная надежда на расширение сети школьных и дошкольных учреждений — приток федеральных денег. Бюджетами Екатеринбурга и Свердловской области мы с этой задачей не справимся.

Николай Сметанин уходит из мэрии Екатеринбурга. Последнее интервью главы комитета по строительству
Фото: Григорий Постников, 66.RU

— Но ведь в этом году уже два с лишним миллиарда не хватило. Почему вы думаете, что в следующем ситуация не повторится?

— Может, и повторится. Ежегодно мы формируем заявки на получение федеральной и областной субсидии. Есть такая ловушка, что федералы выделяют субсидию на один год и требуют сдать объект в тот же год, им надо отчитаться. Но школа строится три финансовых года. Поэтому мы уже сейчас создаем задел, и в 2020 году у нас будет строиться 12 школ. Есть с чем заявляться на федеральное софинансирование по программе «Школа-2025». В 2021 году мы выйдем с довольно большой сдачей объектов — порядка пяти. Надеемся к этому времени получить федеральные деньги. Пока строительство идет на деньги города и области, только два объекта — на деньги по другой федеральной программе: «Стимулирование жилищного строительства». Там 93% федеральных денег, это большое подспорье для нас.

— Городские власти рассчитывают, что застройщики сами начнут строить школы. Как их будут мотивировать ваши последователи? Кроме того, застройщики утверждают, что новый закон (214-ФЗ), который уже вступил в силу, прямо запрещает тратить деньги дольщиков на что-то, кроме жилья.

— Застройщики уже сегодня проектируют школы, Академический всегда так делал. Единственное, техническое и технологическое задание выдает администрация и сопровождает все проекты. Про новый закон — это неправда, в нем прописано, что средства дольщиков могут тратиться на социальную сферу.

В то же время невозможно сейчас переложить весь груз ответственности на застройщиков, это убьет строительный рынок. Мы не требуем, чтобы застройщик строил школы и садики. Нам нужна в первую очередь территория, чтобы в проекте планировки будущего развития жилой застройки был предусмотрен земельный участок, на котором будут школы, садики и поликлиники. Застройщик сам заинтересован повысить привлекательность своего района. А строить, конечно, будем мы.

Николай Сметанин уходит из мэрии Екатеринбурга. Последнее интервью главы комитета по строительству
Фото: Григорий Постников, 66.RU

— И все же если Москва так и не даст Екатеринбургу денег? А люди посмотрят на вашу карту, возьмут ипотеку, купят жилье в определенном микрорайоне и в итоге останутся без школ и садиков…

— Нужно заглядывать не далее 2025 года. Повторюсь, из тех плановых 22 школ у нас уже в следующем году 12 будут находиться в стадии строительства, они все уже запроектированы. Другой вопрос, что каждый вновь построенный объект ложится тяжелым грузом на бюджет города. К примеру, построили мы первую школу за 800 млн рублей, а теперь будьте добры каждый год 150 млн на ее содержание тратьте — учителя, отопление, снабжение и так далее. Возможности муниципального бюджета будут снижаться.

Есть и еще одна проблема — нехватка строительных мощностей. Если мы замахнемся даже на 10 школ в год — но у нас строительный комплекс работает в основном на гражданское жилье. Они не снимут оттуда свои мощности.

Николай Сметанин уходит из мэрии Екатеринбурга. Последнее интервью главы комитета по строительству
Фото: Григорий Постников, 66.RU

— Открытие трамвайного движения по Макаровскому мосту в очередной раз перенесли. Доколе?

— У нас нет специалистов по укладке рельсов в монолите. Там работает компания из Санкт-Петербурга. Мы открыли движение автотранспорта, это тоже накладывает ограничения на производство работ. Нужно было время для проведения заливки, это делали за выходные. Прочность бетон набирает 20 дней, нужно выдержать этот технологический период. Мы собираемся эксплуатировать мост последующие 50 лет. Наверное, стоит месяц подождать, чтобы на будущий год не переделывать.

— Автомобилисты, конечно, уже не верят обещаниям, но все-таки спрошу: планируются еще полные перекрытия движения?

— В следующем году должны приступить ко второму этапу, сейчас идет проектирование. Старая часть моста аварийная, она стоит на страховочных опорах, его нужно демонтировать. Будут резать по элементам, никакие подрывные работы не нужны. До этого необходимо переустроить газопровод. Новый мост перекрывать уже не понадобится.

Николай Сметанин уходит из мэрии Екатеринбурга. Последнее интервью главы комитета по строительству
Фото: Григорий Постников, 66.RU

Но при реконструкции второй части моста, конечно же, возможно перекрытие движения. Потому что демонтаж может вызвать какое-то воздействие на новую часть. И такое существенное явление, как обрушение моста, способно отвлечь внимание водителя и создать аварийную ситуацию. Ни одна человеческая жизнь не стоит того, чтобы не закрыть мост на один день.

— Когда это произойдет?

— До весны нам нужно переустроить газопровод, отсыпать техническую набережную, чтобы получить рабочую площадку по демонтажу и возведению нового. Это возможно провести только после спуска воды. Воду в пруду можно спустить только после весеннего паводка. К этому моменту должны пройти все процедуры, связанные с заключением контракта на подрядные работы. То есть, скорее всего, в конце мая — в июне должен начаться демонтаж.

Николай Сметанин уходит из мэрии Екатеринбурга. Последнее интервью главы комитета по строительству
Фото: Григорий Постников, 66.RU

— Почему вообще в Екатеринбурге, когда речь идет о бюджетных проектах, так долго все строят? Рядом с тем же Макаровским мостом УГМК с нуля уже почти достроила жилой комплекс, а мост реконструируют с 2017 года, и он готов только наполовину.

— Неправда, не стоит сравнивать мост и обычный жилой дом, эти инженерные сооружения совершенно разного уровня. Строим нисколько не медленнее, а иногда со значительным сокращением плановых сроков. И примеров масса. Но любой строитель вам подтвердит, что сроки строительства очень сильно зависят от объема выделяемых ресурсов на это строительство. К сожалению, бюджетный процесс совсем не гибок, средства выделяются не на весь объект, а на объем, «необходимый» в текущем финансовом году, и нет никакого плеча для страхования строительных рисков. Нельзя попросить средств с запасом или, наоборот, заложить средств меньше, в расчете на «добавку». Бюрократическая машина очень неповоротлива, а если объект софинансируется из различных уровней бюджета, то бюрократия (количество необходимых документов) возрастает кратно. Помножим это все на огромное количество регламентов и процедур при заключении контрактов и приемке работ, заполнении отчетов и проведении проверок. И что же, полгода перекладываем бумажки, а потом виноваты строители.

Николай Сметанин уходит из мэрии Екатеринбурга. Последнее интервью главы комитета по строительству
Фото: Григорий Постников, 66.RU

А ответ на ваш вопрос прост — бюджетное строительство в гораздо большей степени страдает от невероятных размеров бюрократии, нежели коммерческое.

Алексей Земляков