Дефицит мест в школах остро проявился в этом году. Для детей, которые пойдут в первый класс в сентябре, дополнительно открыли 1,6 тыс. мест. Чтобы сгладить проблему, в образовательных учреждениях под начальные классы переоборудовали учительские, кабинеты ИЗО и технологии.
Где кончается ответственность застройщика
Городские власти отреагировали на проблему неожиданно: чиновники решили переложить затраты на социальные объекты на застройщиков. Впервые такая идея прозвучала в феврале на площадке Свердловского областного союза промышленников и предпринимателей. На сайте мэрии итоги встречи пересказываются так: «Застройщик должен точно понимать, где будут образовательные учреждения, сколько их будет и за счет каких средств они будут возведены».
В понимании застройщиков помощь городу заключается в том, что они выделяют участки под школу или, в крайнем случае, проектируют ее за собственный счет. Однако мэр Александр Высокинский намекнул, чтобы девелоперы готовились еще и строить на свои.
Позже публично эту позицию озвучил депутат Михаил Матвеев, бывший заммэра по соцполитике с 26-летним стажем. «Если законодательно это будет утверждено, то застройщик будет включать соцобъекты по нормативам в объемы строительства», — сказал Матвеев.
Где начинается ответственность города
На мартовском совещании с депутатами Госдумы Александр Высокинский подсчитал расходы девелоперов.
Александр Высокинский, мэр Екатеринбурга:
— Если мы хотим сдавать миллион квадратных метров жилья в год, то нужно тратить ежегодно по 10 млрд рублей на школы и дороги. Нам нужно участвовать в федеральных программах, чтобы субсидии продолжали поступать.
В этом высказывании заложена одна важная мысль: участие в национальных программах. Чтобы рассчитывать на федеральные деньги, город должен оформить и обосновать заявку и отправить ее в область. Область ставит визу и перенаправляет пакет документов в Москву. Там уже решают, выделять средства или нет.
Что происходит на деле прямо сейчас
Как рассказал 66.RU источник в екатеринбургской мэрии, на стройки образовательных учреждений в этом году готовы потратить пять миллиардов рублей. Это общая сумма, сюда включаются транши из федеральной, областной казны. По другой версии, цифра приближается к восьми миллиардам. Часть этих средств так и останутся цифрами в таблице и не пойдут в работу из-за того, что муниципальные чиновники небрежно отнеслись к оформлению заявки.
В письме, которое министр строительства Свердловской области Михаил Волков направил Высокинскому, говорится о трех таких случаях: ДОУ в квартале 26 Академического, ДОУ на улице Славянской и ДОУ на Фрезеровщиков. Объемы финансирования закладывались соответственно в 227, 202 и 220 млн рублей.
Мэрия перепроектирует эти объекты к октябрю, и это, как предупреждает глава Минстроя, «делает минимальной вероятность финансирования данных объектов в рамках федерального соглашения».
С начала года Управление капитального строительства Екатеринбурга заключило контрактов с подрядчиками на возведение школ и детсадов на 3,54 млрд рублей, свидетельствуют данные портала Госзакупок. Это как минимум на полтора миллиарда меньше, чем могла бы потратить на соцсферу мэрия.
Фото: архив 66.RU |
---|
Что ждет строителей и родителей до конца года
Второй квартал — последний срок, чтобы развернуть стройку, и этот период равноценен окончанию года, рассказывает работник одной из стройфирм города.
Работник стройфирмы:
— Бюджетный процесс устроен таким образом, что нужно оплачивать ровно тот объем строительных работ, который выполнили. Иначе получится нарушение. Если деньги не освоить вовремя, они сгорят, а не перейдут на следующий год. А потом надо вновь просить Москву. А какие аргументы? Там же не дураки сидят и видят, что Екатеринбург не может потратить весь объем.
К тому же в этом году, когда выбирали подрядчиков, в четырех из семи случаев победителя не смогли выбрать с первого раза, а в двух — даже со второго. В технической документации чиновники прописывали такие условия, чтобы исполнителям быть невыгодно браться за проект из-за мизерной денежной надбавки.
Представители девелоперских компаний неофициально признаются, что эмиссары мэрии уже начали обход, чтобы согласовать школу за чужой счет: чиновникам, мол, проще «попросить» местный стройбизнес, чем правильно заявиться в федеральную программу.
Фото: архив 66.RU |
---|
Как такие заказы оформят юридически, непонятно: 214-ФЗ, который вступит в силу с 1 июля, прямо запрещает тратить деньги дольщиков на что-то, кроме жилья. Даже если застройщик возводит дома за собственный счет, рентабельность проектов в Екатеринбурге не позволит профинансировать еще и школу.
В довершение всего мэрия на пять месяцев заморозила рассмотрение любых предложений компаний о переводе земель в другие функциональные зоны. Аргументируют чиновники тем, что в городе назрела острейшая проблема со школьными местами и новые объемы жилого строительства только усугубят ситуацию. Без ответа осталось примерно 200 заявок.