Для строительства нового акустического зала свердловской филармонии необходимо снести пятиэтажный дом на Карла Либкнехта и часть сада Вайнера. Но если авторов концепции нового крыла выбирали публично семь месяцев: на конкурсную комиссию поступило 47 заявок от ведущих мировых архитектурных бюро, то о ликвидации жилой пятиэтажки власти как-то умолчали.
В сентябре 66.RU опубликовал подробности проекта нового крыла филармонии на 1950 мест. Тогда и стало понятно, что здание будут строить рядом со старым, в стесненных условиях квартала Клары Цеткин — Тургенева — Первомайская — Карла Либкнехта, и что ради стройки снесут дом № 40.
Фото: архив 66.ru |
---|
Жильцы дома заявили — о предстоящем сносе дома они узнали из СМИ. В письме министру строительства Свердловской области Михаилу Волкову они потребовали объяснить: намерены ли власти признать дом аварийным, каким образом пройдут переговоры с собственниками, будут ли обсуждать судьбу сада Вайнера. Судя по тому, что общественные слушания против сноса дома пятиэтажки уже прошли, мнения и предложения отклонили, вряд ли правительство включится в переговоры с местными жителями. Оно попробует продавить идею освободить место под филармонию на законных основаниях.
Если бы схема расположения нового здания филармонии не попала в интернет-пространство, свердловские власти спокойно могли провести всю операцию и отобрать (принудительно выкупить) квартиры на законном основании и без шума.
Земельный кодекс предусматривает несколько оснований для того, чтобы муниципальные или областные власти могли изъять участок под домом и расселить жильцов. В случае с филармонией это можно прописать в федеральном законе.
В мае президент России Владимир Путин подписал указ о праздновании 300-летия основания Екатеринбурга. Подписание указа позволит властям получить от федерального бюджета средства не только на праздничные мероприятия, но и на подготовку города к ним. А именно к 2023 году и должен появиться новый зал Филармонии. Этот пункт прописан в стратегическом плане развития города на пять лет вперед.
Альтернатива — признать дом ветхим или аварийным и снести его по государственной программе. Музыкальное учреждение уже заказало две экспертизы: первая касается пожарного состояния дома, вторая — технического. Общая стоимость работ — 620 тыс. рублей. Но в доме уже запланирован капитальный ремонт на 2020 год стоимостью 9 млн руб. Проектно-сметная документация включает замену кровли, электроснабжения, водоотведения и канализации, обновления фасада и подвала дома. И Фонд капитального ремонта Свердловской области ничего не знает о планах сноса.
Так что, вероятнее всего, чиновники будут действовать по первому сценарию. Тем более что его уже отработали на Сочи и Казани: первый город пережил Олимпиаду, второй — празднование 1000-летия.
То есть схема простая:
Празднование юбилея с размахом в 2005 году пережила Казань.Тогда для строительства новых объектов также использовалась эта схема изъятия земель. Вместе с уничтожением большей части исторического центра города (не только домов, но целых улиц) изымались и частные дома. Правда, в основном частные одноэтажки.
Лучше всего этот механизм был отработан при подготовке к Олимпиаде-2014. Изъятие земельных участков происходило в ускоренном режиме и с упрощенной системой рассмотрения споров в судах. Домовладельцы, чьи земельные участки изымали по «олимпийской процедуре», получали право либо на денежную компенсацию, либо на «равноценные земельные участки и дома». По приблизительным оценкам, всего в связи со строительством олимпийских объектов в районе Сочи переселили около 2500 человек, или около 1000 семей.
Такая схема изъятия земли у собственников применялась и для других масштабных проектов — проведения саммита АТЭС во Владивостоке и строительства Новой Москвы. В последнем случае участки изымали всего за три месяца.