Несколько дней назад недостроенную телебашню, возвышающуюся над городом с 90-х гг., начали готовить к сносу. Напомним, на земельном участке, расположенном на берегу Исети, где и стоит недострой, УГМК возведет ледовую арену для «Автомобилиста». Также планируется благоустроить набережную на этом участке (от Куйбышева до Декабристов).
Пресс-служба УГМК:
— Компания «РВС» (подрядчик, который снесет башню, — прим. ред.) начала выполнение подготовительных работ для демонтажа объекта незавершенного строительства, заключающееся в установке ограждения территории, создании дополнительных постов охраны, планировке строительной площадки и устройстве демпфера (земляной насыпи). Срок непосредственно демонтажа будет уточнен после завершения работ по согласованию документации с уполномоченными органами.
Сейчас под недостроенной телебашней роют котлован, в который в итоге рухнет конструкция. По предварительным данным, демонтировать недострой должны летом — до первых игр чемпионата мира по футболу.
Однако на территории, которую планируется благоустроить, помимо телебашни есть еще один объект, подлежащий сносу, — мечеть «Нур-Усман». И разрушить его, в отличие от 220-метровой бетонной конструкции, будет несколько сложнее.
Что такое мечеть «Нур-Усман»
Религиозное сооружение на этом участке появилось в конце нулевых — при содействии в том числе Эдуарда Росселя, возглавлявшего тогда Свердловскую область. В исламе, в отличие от христианства, нет единоначалия, поэтому взгляды по многим ключевым вопросам у различных течений отличаются принципиально. В 2000-е годы у властей зародилась идея собрать все мусульманские объединения, представленные в Екатеринбурге, под одну крышу. Нарисовали проект, выделили землю.
Фото: официальная документация проекта |
---|
Такой должна была быть соборная мечеть в районе улиц Декабристов — Чапаева. В 2007 г. Эдуард Россель заложил первый камень в ее основание. |
В 2009 г. строительство планировали закончить, а затем открыть неподалеку «Площадь трех религий» — символическое место, свидетельствующее об их мирном сосуществовании.
Фото: официальная документация проекта |
---|
К выбору места для мечети подошли основательно: она равноудалена от кафедрального Свято-Троицкого собора и синагоги. |
Деньги на строительство выделили «Фонд губернаторских программ», миллиардер Алишер Усманов и президент Татарстана Рустам Минниханов. Однако этих средств хватило лишь на то, чтоб вырыть котлован и забить сваи. После этого работы прекратились.
Однако мусульмане от идеи построить мечеть на этом месте не отказались и в итоге превратили в культовое сооружение бывшую прорабскую.
Снести нельзя оставить
После того как власти области приняли решение о благоустройстве территории, встал вопрос о том, что делать с «Нур-Усман». По документам, то, что прихожане (среди которых, к слову, немало нарушителей миграционного законодательства, а также, по мнению правоохранителей, ваххабитов) называют мечетью, на самом деле обыкновенная временная постройка, бытовка, какие есть на любой строительной площадке. Принадлежит она Управлению капстроительства Свердловской области.
Земля под постройкой находится в ведении МУГИСО и ее, повторимся, свердловские власти внесли в качестве доли в капитал АО «Ледовая арена».
В феврале 2017 г. Арбитражный суд Свердловской области рассмотрел иск распорядительной дирекции МУГИСО к религиозной организации мусульман «Нур-Усман» об освобождении земельного участка от временной мечети возле цирка и отказал властям в его удовлетворении.
МУГИСО подало апелляцию, и уже в мае Семнадцатый арбитражный апелляционный суд отменил решение Арбитражного суда Свердловской области, разрешив демонтировать времянку, превращенную в культовое сооружение.
Взамен власти должны были выделить мусульманской общине участок, на котором можно было возвести уже капитальную мечеть. Как отмечают в МУГИСО, на рассмотрение предлагали несколько территорий в разных районах города.
Юлия Вершецкая, пресс-секретарь Мингосимущества:
— Предалагали участки на Уралмаше — в районе бульвара Культуры, ул. Павловской; на Эльмаше, на Фронтовых Бригад; был вариант на ул. Проезжей — это неподалеку от озера Шарташ; на Сортировке — ул. Строителей; и в исторической части города — в районе ул. Большакова, Луначарского, Восточной.
Впрочем, добавляет Юлия, эти участки — то, что предлагало МУГИСО. «Наше дело — выделить участок. А возможность разместить там объект рассматривают Минстрой и Администрация города. В ряде случаев они такое размещение не согласовали, руководствуясь градостроительными нормами», — пояснила пресс-секретарь МУГИСО.
По данным одного из представителей общины, посещающих мечеть, власти не предложили мусульманам вариант участка, который бы их устроил.
Салаудин Мамаков, представитель главы Чечни в Свердловской области:
— Власти предлагали нам перенести проект на окраину города, был вариант участка земли на улице Отрадной, но мы не можем на такое согласиться. На окраину трудно добираться, а место в центре города нам обещали, и оно тогда устраивало всех.
О том, что власти не предоставили устраивающий вариант, говорит и еще один представитель общины.
Алишер Расулов, имам:
— Нам предлагали больше пяти участков, мы ездили смотреть. Ни один не подошел: где-то болота, где-то свалка, где-то заросли. Или на окраине. Если б было подходящее место, сразу бы переехали.
При этом, добавляет Алишер, на снос «этой временной постройки мы тоже не согласны». Люди вложили в эту мечеть свои силы, свои деньги и не хотят, чтобы все это просто исчезло, объясняет свои слова имам.
Кто за это возьмется
Ситуация со сносом мечети осложняется религиозным конфликтом: ислам запрещает своим последователям уничтожать культовые сооружения.
Наиль Шаймарданов, и.о. председателя общины:
— Согласно Корану, если кто-то вытащит хотя бы кирпичик из здания мечети, этот человек будет проклят Всевышним до скончания времен.
Так что вопрос о том, кто будет сносить здание и как будет организован этот процесс для избежания религиозного конфликта, остается открытым.
Хотя, как утверждает исламовед Роман Силантьев, последователи ислама не всегда следуют принципам, изложенным в их священной книге.
Роман Силантьев, исламовед:
— 11 сентября 2011 г. с одобрения муфтия Гайнутдина была снесена соборная мечеть в Москве, расположенная в здании, построенном еще в 1904 г. Вместо нее возвели другую соборную мечеть. Однако еще когда строительство нового здания только обсуждалось, Гайнутдин уверял, что старое трогать не будут. Получается, разрушив здание мечети, Гайнутдин тем самым навлек на себя проклятие. Теперь же его подопечные, апеллируя к этой строчке Корана, отказываются сносить ничего не значащее строение в центре Екатеринбурга.
Кстати, по мнению Силантьева, снос мечети «Нур-Усман» вряд ли приведет к большим возмущениям среди мусульман. «Эти люди не ориентированы на какие-то митинги и протесты», — поясняет исламовед.
Роман Силантьев:
— Отдельные локальные выступления возможны, но не более. И вообще, снос здания, по моему мнению, вызовет лишь положительные последствия. Такие мечети выступают рассадниками ваххабизма, их предпочитают экстремисты и террористы. Большинство мечетей в Екатеринбурге придерживаются традиционного ислама, и членам этой общины там рады не будут.
По словам застройщика участка, компании УГМК, мечеть будут сносить.
Нина Пелевина, заместитель начальника управления общественных связей УГМК:
— В ближайшее время будем решать этот вопрос с властями. Привлечем структуры, которые должны им заниматься.
Отметим, что окончательного проекта застройки рядом с телебашней пока нет — он будет готов в первом полугодии 2018 г. Тогда его подробно обсудят архитекторы, строители и простые горожане.
Нам предлагали больше пяти участков, мы ездили смотреть. Ни один не подошел: где-то болота, где-то свалка, где-то заросли. Или на окраине."
Я конечно понимаю, что в сравнении с землей у цирка эти участки хуже, но мне кажется они зажрались.
Снести однозначно! А если будут противится, то уронить туда башню, нечаянно.