Глава градостроительного совета Михаил Вяткин сразу предупредил: это последнее совещание, на котором рассматривается один-единственный проект. «Дальше будем работать плотнее», — сказал он. Вероятно, это было связано с тем, что англичанину Джереми Киму, который представлял проект здания на улице Горького, приходилось общаться с членами совета через переводчика.
Норману Фостеру, архитектурное бюро которого проектировало здание для РМК в центре города, пару недель назад стукнуло 80 лет. Он такой мастодонт, что члены Градсовета единогласно отметили, что он оказывает Екатеринбургу честь своим проектом. «Я думаю, Норман Фостер почтил нас своим вниманием благодаря той архитектуре, которая у нас есть», — сказал Михаил Вяткин, улыбаясь, в начале заседания.
Джереми Ким, докладчик от «Foster + Partners» и непосредственный автор проекта, прибыл в мэрию за пару часов до начала и усиленно готовился, прогуливаясь вокруг здания мэрии. Вежливо отказался от разговора, сославшись на то, что мероприятие предстоит слишком ответственное, и сказал: «I hope you will enjoy the presentation».
Ну то есть и «докладчик», и «комиссия» чувствовали важность друг друга и значимость — свою, заседания и самого проекта. Поэтому доклад Джереми Кима был четко структурированным, понятным и лаконичным. Мы уже не раз писали, что собой будет представлять здание, так что не будем пересказывать речь Кима. Он на слайдах показал, как устроена модульная система офисника, а также откуда взялся именно такой фасад.
Джереми Ким, автор проекта штаб-квартиры РМК в Екатеринбурге:
— На создание фасадов нас вдохновила сама компания-заказчик и то, чем она занимается. В результате нам удалось провести параллели с кристаллами меди. Но на самом деле, конечно, это не медь, а более долговечный материал — нержавеющая сталь.
Обслуживаться фасад будет без применения промышленных альпинистов. Для этих целей предусмотрены специальные механизмы на козырьке.
Напомним, само здание состоит из одинаковых двухэтажных модулей, складывающихся в четыре двухуровневых этажа с двусветным пространством. На верхнем уровне каждого модуля помещения поменьше, на 4 работника, на нижнем — на 6. Предпоследний этаж займет президент компании, а в самом верхнем планируется организовать комнаты переговоров и лаунж-зону для сотрудников.
Более наглядно все фишки проекта видны вот в этом видео, которое тоже показали членам совета:
Привязкой проекта «Foster + Partners» к екатеринбургским реалиям занимается архитектурное бюро «Востокпроект». Его специалисты раскрыли новые подробности — в частности, такие как трехуровневый подземный паркинг и организация строительного городка на соседнем участке, который тоже принадлежит «Русской медной компании».
Кстати, по поводу этой соседней площадки возникло много вопросов. Главный из них — что там будет построено и как оно будет сочетаться с самодостаточным зданием штаб-квартиры. Бывший мэр Екатеринбурга Аркадий Чернецкий даже настоятельно рекомендовал уже сейчас концептуально проработать этот вопрос, чтобы потом не возникло сложностей. Пока, сказали представители РМК, на этот счет есть лишь несколько эскизов.
А потом у Аркадия Чернецкого возник вопрос по поводу строящегося неподалеку бизнес-центра «Карнеол». «Только этот вопрос не к автору проекта РМК, а к городу, — отметил экс-градоначальник. — Вы с ним определились уже или нет? Что за гриб саморастущий у нас в центре города? Какая там уже будет конечная высотность?»
Ответ держал заместитель главы города по капстроительству Сергей Мямин:
— Действительно очень жаль, что здание так выросло, — сформулировал он, как бы отстраняясь от этого факта. — Все уступки, на которые мы пошли для застройщика, связанные с проектом организации парковки над проезжей частью, проблемами финансирования и прочим, ни к чему не привели. Но сейчас я констатирую, что вверх оно больше не будет расти категорически.
— Но ведь теперь у нас идиотская ситуация получается! Та высота, которая есть сейчас, — самая неудачная! — сказал Чернецкий, и тогда архитекторы согласились, что, в принципе, да, можно и добавить этажей.
Еще один вопрос, который бывший глава города задал Сергею Мямину, — что будет с перекрестком улиц Горького и Куйбышева?
— Мы соединим их перекрестком со светофором. Хотели сделать двухуровневую развязку, с тоннелем под улицей Куйбышева, но денег на это сейчас нет, а перекресток нужен. Нагрузка на улицу Горького действительно возрастает, поскольку кроме этого проекта здесь еще компания ТЭН планирует построить высотку с апартаментами, так что в ближайший год вместе с застройщиками будем работать над проектированием этого перекрестка.
— Здесь надо будет всю схему движения прорабатывать комплексно, — добавил заместитель главы по благоустройству Евгений Липович. — Потому что надо строить перекресток Карла Маркса — Розы Люксембург, открывать движение по Энгельса и так далее.
Это такие, стратегические вопросы градостроительного плана. В адрес Джереми Кима звучали совсем другие реплики. Например такие.
Александр Стариков, советник ректора УГАХА:
— Спасибо Норману Фостеру за то, что он реализует проект в нашем городе. Но у этого здания не хватает некоего завершающего элемента сверху. И еще я бы поработал над северным фасадом, мне кажется, людям с той стороны будет некомфортно работать.
Алексей Демидов, архитектор:
— По-моему, в доработке нуждается как раз южный фасад.
Владимир Каганович, директор проектной мастерской АБВК:
— Здание выглядело бы более элегантно, если бы было выше еще на один двухэтажный модуль. И я понимаю, откуда здесь взялась тема меди: архитекторам нужно было убедить заказчика в правильности своего архитектурного решения. Но давайте посмотрим правде в глаза: обыватель вряд ли усмотрит здесь такие аналогии, и в простонародье здание, скорее всего, назовут как-нибудь типа «Ананас». Впрочем, не думаю, что это плохо: у Фостера есть «Огурец» в Лондоне, пусть будет «Ананас» в Екатеринбурге.
Григорий Мазаев, бывший архитектор Свердловской области:
— У меня, конечно, есть замечания и вопросы к проекту, но я вот думаю: нужны ли сэру Норману мои замечания и вопросы? Это авторская работа, и мое отношение к ней простое: если мы хотим, чтобы в Екатеринбурге реализовался проект Нормана Фостера, надо принимать его.
Тимур Абдуллаев, главный архитектор Екатеринбурга:
— Это здание с законченной композицией. Пусть кому-то хочется добавить этаж, а кому-то завершить здание каким-то дополнительным элементом — это не требуется. Здание полностью самодостаточно. Я прошу лишь об одном: уделите, пожалуйста, большое внимание авторскому надзору. В Екатеринбурге кроме «Хаятта», пожалуй, нет примеров качественно реализованных интересных проектов.
Сергей Санок, завкафедрой градостроительства УГАХА:
— Общаясь со своими студентами, я недавно пришел к выводу, что стеклянная архитектура, над которой мы долгое время носились, перестала пользоваться популярностью у молодежи. И вместо того чтобы перестать строить стеклянные здания, мы ведем себя как папуасы времен Кука, которые продают самое дорогое, что у них есть, за нитку стеклянных бус. Я предлагаю отклонить этот проект.
Андрей Рудаков, руководитель архитектурно-строительной бригады ОАО «Уралгражданпроект»:
— Я обсуждал этот проект со своими коллегами, и практически все они сказали, что это худшая работа Фостера. Этот «айфон» только испортит наш город, во всяком случае если мы поставим его в это место. Дорабатывать проект не нужно, нужно просто подыскать ему более подходящий участок. Здесь это здание удовлетворяет лишь тщеславие заказчика.
Ну и напоследок — еще пара замечаний от членов Градсовета, которые придется учесть застройщику.
Философия энергосбережения, которой придерживается «Foster + Partners», не предполагает подсветки здания по ночам. Но в Екатеринбурге принято, чтобы все знаковые здания были хорошо видны даже в темное время суток, так что подсветка все-таки появится.
85 машино-мест на 400 сотрудников — это мало, хоть и соответствует нормативам. «Побоку нормы! — сказал, в частности, Аркадий Чернецкий. — Мы понимаем, что РМК — богатая компания, что машин у сотрудников значительно больше, а значит, и парковка нужна больше. Рассмотрите, к примеру, вариант разместить ее на соседнем своем участке».
В остальном проект приняли. Когда начнется строительство «Ананаса», пока не сообщается.
Спасибо.