Длинную презентацию УПН мы разбили на три раздела: офисная, торговая и жилая недвижимость.
Главная иллюстрация, демонстрирующая тенденции рынка офисных площадей: количество компаний сокращается, офисный фонд растет. |
Михаил Хорьков, руководитель аналитического отдела Уральской палаты недвижимости:
— Две эти разнонаправленные тенденции мы наблюдаем в течение уже достаточно длительного периода: рост офисного фонда на фоне снижения числа компаний, которые работают в городе. Поглощение качественных площадей в 2014 году оказалось ниже объема ввода новых объектов. Все это приводит к росту вакантных площадей и снижению арендных ставок.
Не замороженные в 2014 году бизнес-центры дали Екатеринбургу 68 000 м2 коммерческих площадей. Притом что статистика утверждает: объем потребления снизился до 49 000 м2. И пусть для застройщиков это серьезное увеличение сроков экспозиции, все равно молодцы, что достроили. |
О том, что рынку офисной недвижимости в ближайшее время предстоит залечь на дно, аналитики говорили еще полтора месяца назад — подводя итоги 2014 года. По результатам прошлого года доля свободных площадей класса А увеличилась с 20 до 23% (при этом за год не сдано ни одного нового объекта), в классе В+ — с 2 до 11%.
Конечно, такая ситуация моментально сказалась на арендных ставках. В самом распространенном сегменте — B — они снизились на 10% за год. В 2015-м пришло время класса С: только за первый квартал средняя стоимость упала на 9%. |
Михаил Хорьков:
— Сегодня есть все основания полагать, что эта ситуация продолжится в течение 2015 года.
По словам эксперта, средняя доходность от сдачи в аренду офисов уже сегодня ниже 8%, в то время как ключевая ставка находится на уровне 14%, годовая инфляция может превысить 20%, а Сбербанк привлекает средства под 10–13%. Аналогичные тенденции наблюдаются и на рынке торговой недвижимости.
Михаил Хорьков:
— Для девелоперов это достаточно критичная ситуация, поскольку около трети площадей в строящихся бизнес-центрах и встроенные помещения в строящихся ЖК приобреталось частными инвесторами. Если продавцы будут не готовы к снижению цен, они потеряют эту группу покупателей.