Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

«Большой Златоуст»: взгляд со своей колокольни

11 февраля 2013, 18:00
«Большой Златоуст»: взгляд со своей колокольни
Фото: Дмитрий Горчаков для 66.ru
Вместе с краеведом Надеждой Бурлаковой мы отправились на экскурсию в храм «Большой Златоуст», чтобы посмотреть все то, что не показали остальным журналистам.

Надежда Бурлакова — создатель «Энциклопедии потерянных храмов Свердловской области». Кто, как не она, лучше всего расскажет о том, насколько вновь построенный храм соответствует своему историческому оригиналу?

«Большой Златоуст» — это народное название. Изначально в этом храме не было придела, посвященного Иоанну Златоусту, он находился в церкви Сошествия Святого Духа через дорогу. Горожане называли ее «Малым Златоустом». Но в 1839 году она сильно пострадала в пожаре, и решено было строить новый храм.

Так выглядел «Большой Златоуст» в 1910 году. Справа видна Свято-Духовская церковь. Фото Сергея Прокудина-Горского.

Шесть лет Синод отказывался согласовывать проект. В результате от изначального предложения уральского архитектора Михаила Малахова в стиле «классицизм» не осталось и следа. Церковь строили по проекту питерского архитектора Василия Моргана. Причем он предполагал, что строящееся здание станет лишь колокольней для еще большего храма позади него, который должен был стать точной копией московского Храма Христа Спасителя. Но эти планы так и не воплотились из-за отсутствия финансирования. Актуальная история, не правда ли?

На фото справа — храм с уже снесенной колокольней. Полный демонтаж произошел в 1930 году.

Надежда Бурлакова, искусствовед, автор «Энциклопедии потерянных храмов Свердловской области»:

— Храм строили 29 лет, с 1847 по 1876 годы. Этот долгий период строительства очень характерен для того времени. Не было ни одного храма, который бы построили за 10–15 лет, потому что, несмотря на поддержку Синода и промышленников, церкви строили всем миром. Деньги все вместе копили к лету, чтобы расплачиваться со строительными бригадами. Не было денег — несли яйца для замешивания раствора, сами приходили делать кирпичи. И уже через несколько лет эти же люди видели, как разрушается храм. Более того — сами писали письма о том, что «колокольный звон мешает нам работать, просим освободить помещение храма, потому что мы напиваемся, бьем друг другу морды, а нам нужен культурный отдых». Конечно, такова была конъюнктура, но это были те же люди или их дети.

До 1956 г. в сквере на месте бывшего храма стоял памятник «Сталин и Ленин в Горках». А в 1977 году точно на месте алтаря поставили памятник революционеру Ивану Малышеву.

Придела Иоанна Златоуста в Максимилиановской церкви не было. Но звон огромного 1000-пудового колокола было слышно даже на Шарташе, в Палкино, Уктусе и Арамиле. За этот звон храм-колокольня и называли «Большим Златоустом».

Современный колокол, отлитый на каменском заводе, — точная копия старинного колокола, который городские власти демонтировали в 1928 году с формулировкой «из-за ветхости креплений он может упасть жителям на головы». Кстати, тоже, можно сказать, современная история.

Современный храм внешне выглядит в точности как старинный.

В том же году под предлогом ветхости закрыли и снесли Свято-Духовский храм, а часть его имущества передали в Максимилиановскую церковь. А в 1930-м взорвали и ее.

Здание на 50 метров сдвинуто от своего исторического местоположения. Об этом нам говорит мраморный крест, установленный на месте захоронения первого настоятеля храма отца Иоанна Знаменского. Его могилу, находившуюся в церкви прямо за алтарной частью, обнаружили во время раскопок, предварявших строительство. Крест установили точно в этом месте.

Храм переехал на 50 метров в сторону Театра эстрады. На историческом месте осталось лишь захоронение первого настоятеля «Большого Златоуста» Иоанна Знаменского.

В подвалах храма в 1897 году появилась система печного отопления (изначально он был неотапливаемым), а с 1920 года здесь располагалось овощехранилище. Сейчас здесь находятся инженерные системы — вентиляция, тепловой узел, системы безопасности, электрооборудование. Кроме того — комнаты дежурного священника, охраны, три туалета. Но самое главное — здесь оборудован крестильный храм Иоанна Златоуста с купелью для полного погружения.

Отец Алексий (Кульберг), настоятель храма «Большой Златоуст»:

— Порой таинство крещения совершается обливанием из тазиков, но это исключительные меры. Конечно, было бы хорошо, если бы в каждой церкви был если не крестильный храм, то хотя бы вот такая купель для полного погружения.

Настоятель храма отец Алексий в Екатеринбурге всего полтора месяца. По приглашению митрополита Кирилла он прибыл сюда из Ярославля.

Крестильный храм Иоанна Златоуста можно назвать данью памяти уничтоженному Свято-Духовскому храму или восстановлением исторической справедливости. Он располагается прямо под алтарем и является четвертым, ранее не существовавшим приделом «Большого Златоуста».

Поднимаемся выше, на первый этаж. Массивные двери выходят на все три стороны (кроме восточной, алтарной). У западного входа есть и теплый «предбанник». Иконостасы выполнены из керамики ручной работы с позолотой. Иконостасы составляют три придела: главный — в честь Сошествия Святого Духа на апостолов, слева — Покрова Пресвятой Богородицы, справа — Святого Максимилиана Эфесского, в честь которого храм и назывался изначально. Эти три придела соответствуют историческим.

В подвале кроме инженерных систем располагается кухня и трапезная (на фото сверху). Но отцу Алексию нравится другое — купель для полного погружения во время крещения.

В контрасте с богатым убранством, качественным мозаичным мраморным полом и обилием позолоты стены выглядят более чем аскетично. Но скорее всего, через несколько лет здесь появятся росписи — чтобы храм устоялся, нужно время. Причем данных о том, были ли расписаны стены в историческом храме, нет.

Надежда Бурлакова:

— Существует множество фотографий внешнего облика старинного храма — в том числе авторства уральского краеведа Сергея Прокудина-Горского. Но данных о том, что было внутри храма, практически нет. В том числе не известно, какие иконы были в иконостасе. Нет информации о том, куда ушли эти иконы во время изъятия ценностей в 1922 году, хотя известно, что вынесли тогда очень много всего. Одного серебра экспроприировали более 700 килограмм.

Богатое врутреннее убранство выглядит незавершенным из-за того, что нет росписей на стенах. Но настоятель надеется, что со временем появятся и они.

Над основной частью храма располагается балкон. Судя по всему, и в старом храме он был. Здесь располагаются хоры, звукорежиссерский пульт, а также большой стол.

Отец Алексий:

— В свободное от служб время это помещение можно использовать для занятий. Например, чтобы собрать детскую воскресную школу, или занятия для взрослых, готовящихся к таинству крещения. А хор, который здесь со временем сформируется, я надеюсь, будет лучшим в стране.

Балкон предполагается использовать для занятий воскресной школы.

Дальше лестница уходит на колокольню. Сначала — мраморная, выше — металлическая. В подкупольном помещении большинство перекрытий деревянные. По словам Надежды Бурлаковой, дерево дает совершенно другую акустику.

Высота храма составляет 65 метров. Сложно сказать, соответствует ли она исторической. Строители утверждают, что не нашли подтверждения информации о том, что Максимилианская церковь была 77 метров высотой.

Кажущийся аутентичным храм на самом деле оборудован по последнему слову техники.

Особое внимание уделено внешней подсветке. «Большой Златоуст» — в какой-то степени имиджевый проект УГМК, так что красоту храма должно быть видно в любое время суток. Прожекторы здесь установлены повсюду.

Александр Кожевников, генеральный директор ЗАО «Уралмедьстрой»:

— Высота 77,2 метра — это самый распространенный вариант в интернете. Но, к сожалению, не сохранилось никаких документов, которые могли бы это подтвердить. Обнаружили лишь несколько старинных эскизов, а также фотографии. Архитекторам пришлось вымерять по ним пропорции, из этих расчетов и сложилась высота современного храма — 65 метров.

Кроме самого большого на Урале колокола в колокольне располагается целая звонница, состоящая из 13 колоколов поменьше.

Оказалось, что настоятель «Большого Златоуста» (справа), приехавший на Урал из Ярославля, в свое время прочитал книгу уральского краеведа (слева).

Надежда Бурлакова:

— Внешне храм полностью соответствует историческому облику, видно, что строители приложили для этого массу усилий. Он построен в русско-византийском стиле, из которого выросла вся русская православная архитектура. У него тоже пять куполов, один из которых находится на колокольне. Он покрашен в такие же цвета, как старинный храм: розовый и светло-коричневый.

Фото: Дмитрий Горчаков, 66.ru