Начнется ли война и что будет с экономикой? Хронология и последствия кризиса на Ближнем Востоке
Третья мировая война, на пороге которой мы находились в первую неделю 2020 года, похоже, не начнется. По крайней мере, в ближайшее время. Однако мировая и российская экономики еще долго будут в напряжении. Что станет с рублем и нефтью — в материале 66.RU.
Хроника событий
Обострение на Ближнем Востоке началось в последний день 2019 года и продолжалось до вечера 8 января, пока Дональд Трамп не заявил о готовности к миру с Ираном.
- 31 декабря. Сотни демонстрантов после похорон жертв ударов США по иракскому ополчению попытались штурмовать посольство США в Багдаде (Ирак), неся в руках транспаранты с надписями «Смерть Америке, смерть Израилю!». Они разбили камеры наблюдения по периметру и забросали его бутылками для воды. Несколько десятков человек снесли ограждение и прорвались на территорию. Охрана применила против них слезоточивый газ.
- Президент США Дональд Трамп обвинил в организации беспорядков власти Ирана. «Теперь Иран организовал атаку на посольство США в Ираке. Он понесет за это ответственность в полном объеме», — написал он в твиттере.
- 3 января. Военные США нанесли авиаудар в районе аэропорта Багдада. В результате погиб генерал Касем Сулеймани, которого называли вторым человеком в Иране. Приказ об уничтожении отдал лично Дональд Трамп. В Вашингтоне объяснили действия самозащитой. Американцы считают, что Сулеймани причастен к беспорядкам. Также Вашингтон утверждает, что Сулеймани разрабатывал планы нападения на американских дипломатов и военных в Ираке и во всем регионе.
- 6 января. Трамп пообещал «серьезное возмездие», если Тегеран начнет атаки, чтобы отомстить за убийство Сулеймани.
- 7 января. Парламент Ирана официально признал армию США и Пентагон террористическими организациями. Верховный лидер Ирана Али Хаменеи пообещал отомстить США за смерть Сулеймани. Президент Ирана Хасан Роухани заявил, что Вашингтон совершил тяжелейшее преступление, о котором Тегеран не забудет. Секретарь Высшего совета безопасности Ирана Али Шамхани заявил, что у Тегерана есть 13 сценариев мести США за убийство генерала. По словам Шамхани, даже «самый маленький» из подготовленных сценариев «станет ночным кошмаром для Америки».
- 8 января. Ночью Тегеран выпустил 15 ракет по американским объектам в Ираке, операцию назвали «Мученик Сулеймани». В Иране заявили о гибели 80 американских военных.
- Вечером того же дня Дональд Трамп в телеобращении к нации заявил, что во время обстрелов никто из военнослужащих США и граждан Ирака не пострадал. В связи с этим немедленных ударов по Ирану не последует. Вместе с тем президент США пообещал ввести дополнительные жесткие экономические санкции против иранского режима, пока Тегеран «не изменит свое поведение». Также Трамп обратился к гражданам и руководству Ирана: «Мы хотим, чтобы у вас было великое будущее, которое вы заслуживаете: процветание в вашей стране и гармоничные отношения со странами мира. Соединенные Штаты готовы к миру со всеми, кто стремится к нему». США не позволят Ирану обрести ядерное оружие, подчеркнул президент Соединенных Штатов.
Войны точно не будет?
Главный редактор информационно-аналитического центра «Кассад» и военный эксперт Борис Рожин, комментируя в своем блоге «мировое» заявление Дональда Трампа, констатировал ослабление влияния США на Ближнем Востоке. «Нынешнее положение гегемона на Ближнем Востоке уже не столь прочное, и времена, когда подобная распальцовка в стиле Буша-младшего производила неизгладимое впечатление на впечатлительные государства, уходят в прошлое. История с убийством Сулеймани и последующие события это достаточно наглядно показывают. Что, конечно, не отменяет возможности того, что поджигатели войны с Ираном таки добьются своего и изыщут повод для полноценной войны», — написал Рожин.
Редактор Би-би-си по Ближнему Востоку Джереми Боуэн считает, что даже если после выступления американского президента краткосрочное напряжение спадет, останется угроза большого конфликта. «В долгосрочной перспективе Иран и США продолжат сползать к войне, и этот процесс не остановится, если не будет переговоров, которые приведут к какому-нибудь политическому соглашению», — уверен Боуэн.
Что будет с экономикой?
На фоне нестабильной ситуации на Ближнем Востоке мировые цены на нефть выросли. Так, 8 января баррель марки Brent подорожал до 68,88 доллара, марки WTI — до 62,98 доллара. Параллельно российский рубль укрепился по отношению к доллару и евро.
«Радоваться цене на нефть я бы не стал. Любая неопределенность заканчивается всегда тем, что происходит так называемое «бегство в качество». Те же инвесторы начинают приобретать самые надежные активы — золото, валюту, облигации разных стран, в том числе казначейские облигации США, что может привести к оттоку с нашего рынка инвесторов, которые в предыдущие два года активно покупали в том числе облигации федерального займа», — заявил в разговоре с 66.RU инвестиционный аналитик Константин Селянин. Ситуация на Ближнем Востоке будет давящим фактором на мировую экономику и на российскую ее часть в течение как минимум всего 2020 года, уверен эксперт.
Директор Центра макроэкономических исследований Сбербанка Олег Замулин придерживается другой точки зрения: он считает, что из-за изолированности российской экономики конфликт США с Ираном повлияет на нее незначительно. «Основное влияние — через цену на нефть — вряд ли будет существенным: по большей части конфликт уже заложен в котировки, так как противостояние двух стран началось давно. Иран уже сильно сократил экспорт нефти, и потенциал для дальнейшего сокращения небольшой», — заявил эксперт «Ведомостям».
Алексей Земляков