Главное в словах Аркадия Чернецкого: сейчас организаторы Универсиады должны выбрать одну из трех возможных площадок для строительства деревни, в которой будут жить участники мероприятия. От этого зависит, какие инфраструктурные объекты получит город. Первая площадка — ВИЗ-Правобережный, она станет самой дорогой из всех. Но строительство деревни здесь реанимирует вопрос о второй ветке метро с ЖБИ на ВИЗ, а также создаст новую дорожную и транспортную инфраструктуру.
Второй вариант расположения деревни — на Шарташе. Эта площадка менее затратна, но зато после Универсиады она станет новым кампусом УрФУ, как раз по соседству от самого университета. Третья площадка — самая дешевая — недалеко от Кольцово. При строительстве там не надо будет тратить много денег на инфраструктуру.
Фото: 66.RU |
---|
Чернецкий уверен, что город и область уже решили принципиальный вопрос о том, что вторая ветка в Екатеринбурге нужна и будет: не зря уже нашли 250 млн рублей на разработку проекта; но он сомневается, что метро успеют построить к Универсиаде. Однако надо будет решать вопрос, куда именно прокладывать метро.
Если Олимпийская деревня появится на ВИЗе, то и подземку стоит вести туда, но если нет — то метро надо строить в сторону Юго-Запада, Академического и Широкой Речки.
Полное интервью Аркадия Чернецкого читайте далее.
Фото: 66.RU |
---|
— Что получит Екатеринбург от Универсиады и что будет построено?
— В первую очередь, будет построена вся необходимая спортивная инфраструктура. Часть необходимых комплексов уже есть, но нет, например, хороших олимпийских бассейнов, поэтому нужен дворец водных видов спорта; необходимо развитие легкоатлетического стадиона. Второе обязательное условие проведения Универсиады — должна быть построена Олимпийская деревня для спортсменов, тренеров, официальных делегаций. Принципиально вопрос в том, чтобы деревня была сконцентрирована в одном месте, тогда как спортивные объекты могут находиться в совершенно разных районах.
Решение по расположению деревни пока не принято. Первая площадка, где ее могут построить, — правый берег Верх-Исетского пруда — это очень перспективное место, но нужны очень большие инвестиции и большее время для подведения коммуникаций и ее освоения. Если сможем аккумулировать достаточно денег из разных источников, в том числе из федерального бюджета, то ВИЗ-Правобережный сможет стать будущим центром Екатеринбурга.
Если не будет денег — можно рассматривать резервные площадки. Одна из них — Шарташ, место предполагаемого размещения кампуса УрФУ; вторая — рядом с Экспо-центром.
На мой взгляд, если рассматривать сложности с обеспечением финансирования на развитие ВИЗа-Правобережного, площадка «Экспо» представляется более интересной, потому что там затраты на инженерную подготовку будут в три-четыре раза меньше. И там уже есть инфраструктурные объекты, которые могут ускорить процесс строительства деревни. Сама деревня после Универсиады обязательно будет использована под кампус УрФУ.
Помимо всего этого, Екатеринбург получит общее развитие индустрии гостеприимства: в этом отношении мы выглядим лучше большинства российских городов, имеем опыт еще с момента подготовки к ШОСу в 2009 году. Но сфера гостеприимства должна постоянно развиваться: необходимо строить новые гостиницы, кафе и рестораны, создавать культурные и развлекательные программы и объекты.
Универсиада — это огромный шаг вперед для города, здесь будет концентрация не только муниципального и регионального бюджетов, но и федерального, а также мероприятие вызовет большой интерес у инвесторов.
Фото: 66.RU |
---|
— Правильно ли я понимаю, что городская и областная власть сейчас должны убедить российское правительство разместить деревню на ВИЗе?
— Думаю, никого не нужно убеждать... Это не вопрос федеральной власти, решения должны быть приняты здесь, в регионе. Они должны быть взвешены с учетом всех факторов: готовность площадки, ее инженерная обустроенность, наличие дорог и занятых участков, оценки подготовки территории и, главное, оценки стоимости освоения каждой площадки.
— На ваш взгляд, какая площадка самая удачная с точки зрения развития Екатеринбурга?
— Таковой традиционно считается ВИЗ-Правобережный, потому что эта площадка в соответствии с генпланом стратегически предусмотрена для развития города. Но с точки зрения затрат она не выглядит перспективной: вопрос в том, найдем ли мы средства, чтобы выполнить все инфраструктурные задачи. Эти деньги — большие даже для федерального бюджета. И если не будет гарантий, что мы их получим, нет смысла с этой площадкой связываться.
— Что будет с дорожной инфраструктурой? Появится все-таки вторая ветка метро?
— Я уже говорил про площадки: если будет взят ВИЗ-Правобережный, тогда старая идея о том, что туда стоит тянуть метро, может быть реанимирована. Но времени на строительство второй ветки до Универсиады осталось очень мало, а проектирование даже не начато.
Если будет выбрана другая площадка — естественно, никакое метро на нее тянуться не будет, но само строительство метрополитена не отменяется. Эти два процесса — подготовка к Универсиаде и прокладывание второй ветки — будут развиваться параллельно.
Вообще, у меня есть сегодня большое сомнение, что в строительстве метро нужно соблюдать ту очередность, которая была предусмотрена несколько десятилетий назад. Мы предполагали, что ВИЗ-Правобережный будет развиваться гораздо более интенсивными темпами, поэтому вторая очередь метро предусматривала ветку с запада на восток. Сегодня в городе есть направления, которые с точки зрения формирования пассажиропотока гораздо более емкие. Поэтому если мы решим, что площадка для Универсиады будет располагаться не на ВИЗе, то мэрии нужно серьезно подойти к анализу пассажиропотоков и посмотреть возможное изменение последовательности строительства метрополитена и, возможно, уйти от направления второй очереди метро Запад–Восток в сторону Юго-Западного (более населенного и растущего). А уже потом строить линию Запад–Восток.
— Сколько город получит денег из федерального бюджета?
— Прежде всего необходимо посчитать, сколько денег вообще нужно на Универсиаду. Согласовать объекты, которые должны быть построены, определить, что будет создано за счет бюджета, а что — за счет инвесторов; какие проекты являются коммерчески окупаемыми, какие — требуют бюджетных вложений.
Когда определимся с общей суммой, состоится разговор с федеральным правительством, в котором и решится, какая часть затрат будет покрыта из бюджета.
— Красноярск, который принимал зимнюю Универсиаду, помимо спортивных объектов и деревни смог построить одну дорогу на два километра и одну развязку. Результаты, мягко скажем, не очень. Есть ли у Екатеринбурга возможность получить что-то большее, чем только спортобъекты?
— Я считаю, что подготовительный этап в Красноярске был отнюдь не блестящим, они достаточно долго раскачивались. Наверное, собственные возможности Красноярска меньше, чем возможности Екатеринбурга и Свердловской области; и наш бизнес всегда проявлял себя гораздо более активно, чем в том регионе.
— А как будет в Екатеринбурге?
— Наш город обладает многими вещами и без Универсиады — это то, к чему мы стремились: иметь набор инфраструктурных объектов, чтобы любое крупное мероприятие мирового уровня можно было проводить без специальной подготовки. В этом суть нашей стратегии. В преддверии саммитов ШОС и БРИКС мы в основном все подготовили своими силами, за счет ресурсов бизнеса, бюджетов города и области.
— Зачем вообще Екатеринбургу Универсиада?
— Как показывает практика, территории в России активней развиваются только в связи с крупными событиями — видимо, правительством страны выбрана такая стратегия развития территорий. Когда на всех денег не хватает, чтобы обеспечить равномерное развитие, выигрывают те регионы, которые вытягивают на себя крупные мероприятия. Универсиада — одно их таких.
— Но это странно, что никто, кроме Екатеринбурга, не претендовал на проведение Универсиады.
— Чтобы претендовать на подобные мероприятия, нужно иметь высокую степень готовности по всем направлениям для качественного приема гостей и проведения международного мероприятия. Очень мало в стране городов, которые имеют такую базу. Исключения — столицы и города, где уже проводили подобные ивенты. Во-вторых, от разных событий ждут разных эффектов. Страна, принимающая мировые мероприятия, ждет экономического эффекта. Основные доходы Олимпиады или чемпионатов мира — это доходы от телерекламы. Конечно, Универсиада менее емкая в экономическом плане, но здесь ведь все зависит от того, какие задачи ставить. Если есть желание исключительно заработать — может быть много рисков. Но у нас основной посыл — позиционирование страны и города, создание обстановки доброжелательности и дружелюбия, повод в очередной раз показать, что мы открыты для мира. А для Свердловской области и Екатеринбурга Универсиада — это способ привлечения инвестиций: от федерации и от бизнеса.
— В чем выгоды от Универсиады для бизнеса?
— Это же будет большая стройка: мощная загрузка региональной промышленности, строительного комплекса, создание рабочих мест. Именно региональный бизнес будет на этом зарабатывать. А финансирование, как мы уже говорили выше, будет идти в значительной степени из федерального бюджета, от правительства, в том числе по программе развития УрФУ. Деревня Универсиады — это большой объем жилищного строительства, который никуда после Универсиады не исчезнет, станет наследием УрФУ. И бизнес на этой стройке заработает: за часть заплатит университет (следовательно, из бюджета Минобразования), другую часть можно будет реализовать по демократичным ценам.
Вся индустрия гостеприимства, которая сориентирована на большое количество туристов, тоже будет в плюсе.
— Универсиада наслаивается на 300-летие Екатеринбурга, может ли она повлиять на юбилей?
— Тут должен быть такой синергетический эффект. В связи с Универсиадой город получит некие подарки к празднику. Может, без нее никто не стал бы строить тот же самый олимпийский бассейн или какой-то другой спортивный объект.
— Но город больше ждет не спортивные, а инфраструктурные проекты.
— Безусловно, они будут. Одно из требований к проведению Универсиады — качественное транспортное обслуживание, формирование маршрутов, по которым будут передвигаться спортсмены и болельщики, поэтому будут магистрали, будут новые развязки. Времени остается очень мало, всего четыре года, и тут вопрос в высокой организованности, чтобы успеть все построить и подготовить.