В нескольких городах России водители такси провели забастовку. В Екатеринбурге в вечерний час пик 14 января больше десятка машин съехалось на парковку около «Екатеринбург Арены» на улице Пирогова.
Фото: телеграм-канал «Инцидент Екатеринбург» |
---|
Перед этим они распространяли между собой листовку: «Цены растут на машины, запчасти, аренду, топливо, продукты и одежду. И только такси, по мнению экспертов, не должно дорожать, выполняя социальную миссию».
Фото: чат таксистов |
---|
В тексте упоминалось, что 2024 год для таксистов стал сложным из-за ряда законов, регулирующих сферу, и действий монополиста на рынке — «Яндекс.Такси», — который ради пассажиров ввел помогающую экономить функцию «Попутчик» и приложение «Везет» для вызова более дешевого такси при высоком спросе. Аналогичную акцию провели в Тюмени 14 января и в Новокузнецке 16 января.
К акции протеста присоединились не все таксисты, коллапса не случилось. Новые акции протеста пока не планируются. С начала 2025 года сотни водителей вступили в телеграм-чат (на момент публикации там было 485 участников). Они обсуждают действия пассажиров и условия работы в «Яндексе».
Одна из тем — коэффициенты: с каждой поездки «Яндекс» забирает себе определенный процент, который варьируется в зависимости от типа тарифа, спроса и других условий. «У меня 18% минимум. Если включен режим (если ехать по пути домой, допустим, или в определенном районе), могут добавить еще 9% сверху», — рассказал 66.RU таксист Андрей. Это значит, что если таксист отвез пассажира куда-либо, к примеру, за 300 рублей, то «Яндекс» в зависимости от процента забирает себе часть дохода — от 54 до 81 рубля.
«Раньше я катал по тарифу «Комфорт» и за 3,5 часа при повышенном спросе получал порядка 2500 рублей. Затем перешел в «Эконом» и доход стал в районе 2100–2150 рублей. Сейчас — 1700–1800 рублей. Добавляем сюда то, что бензин поднялся на 5% — с 51 до 53,5 рублей за литр. Жизнь в целом подорожала на 15%. Соответственно, реальные доходы упали на 30% без учета амортизации и обслуживания автомобиля, час езды стал в районе 350 рублей на руки», — сказал Андрей.
По мнению водителя, доход таксистов нужно увеличить за счет повышения тарифов для пассажиров и уменьшения комиссии.
Протесты таксистов выпали на сложный сезон. В январе снизился спрос на перевозки. Водитель Данил показал свой доход за период с 16 декабря 2024 года по 16 января 2025 года. Месяц назад ежедневно он получал 6600–9200 рублей, а сейчас 2100–4800 рублей.
Фото: чат таксистов |
---|
В службе поддержки «Яндекса» таксистам часто отвечают похожими сообщениями о том, что сервису важно, чтобы водители получали хороший доход. И предлагают повышать его за счет поездок в зонах высокого спроса.
«Сервис ежедневно отслеживает спрос на поездки, чтобы быстро реагировать на изменения. Увеличить доход помогают заказы в районах высокого спроса — это фиолетовые зоны на карте. В таких зонах стоимость поездок выше. Еще доход зависит от количества заказов. Чтобы получать больше заказов, можно включить все тарифы. Просто поднять цены нельзя, потому что поездок станет меньше и это отразится на доходе водителей», — сообщили в службе поддержки «Яндекс.Такси».
Протесты проходят на фоне взаимодействия «Яндекса» и ФАС. В конце октября 2024 года антимонопольная служба сообщила о том, что продолжает сдерживать цены на такси. «ФАС России проводит работу по внесению корректировок в деятельность агрегатора», — сообщал надзорный орган. Результатом работы должна стать «прозрачность ведения бизнеса для водителей такси и сдерживание цен для пассажиров».
Корреспондент 66.RU направил запрос на комментарий в пресс-службу «Яндекса». На момент публикации ответ не последовал.
- Закон «О такси» вступил в силу 1 сентября 2023 года. Водителей обязали получать разрешение на работу в такси, проходить предрейсовые и послерейсовые медосмотры, ежедневно проверять техническое состояние автомобиля. Таксистов не должны допускать к работе при наличии судимости и нескольких административных штрафов.
- С 1 сентября 2024 года водители такси должны дополнительно оформлять полисы обязательного страхования гражданской ответственности перевозчиков (ОСГОП). Дополнительные траты тоже увеличат стоимость поездок. Чтобы оформить полис, нужно разрешение на работу в такси.
- На фоне ужесточения регулирования сферы многие водители стали уходить в «серую» зону. Сейчас более 70% водителей работают в такси незаконно. Они начинают брать заказы через мессенджеры и соцсети.