Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

«Осмотр никто не проходит, путевые листы выдают на недели вперед». Новый закон о такси глазами таксистов

3 июня 2024, 14:41
Закон должен был урегулировать и легализовать отрасль, но, по факту, большинство водителей «уходят в тень» или переходят на работу в смежные отрасли, например — курьерами. Корреспондент 66.RU пообщался с таксистами о том, удобно ли работать самозанятыми, как на них отразились изменения в законодательстве и действуют ли они на практике.

В России год действует новый закон «О такси». По нему водители должны были оформиться самозанятыми и платить налоги: 4% — на доход от заказов физических лиц и 6% — от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Также водителей обязали:

  • получать разрешение на работу в такси;
  • проходить предрейсовые и послерейсовые медосмотры;
  • ежедневно проверять техническое состояние автомобиля.

К управлению такси не допустят, если:

  • на день до перевозки у водителя более трех неуплаченных административных штрафов;
  • водителя повторно лишили прав и (или) арестовали за административные нарушения;
  • у водителя неснятая или непогашенная судимость либо его преследуют за совершенные деяния;
  • водитель не прошел аттестацию на знание местонахождения объектов транспортной инфраструктуры, культурного наследия и спорта, медицинских и образовательных организаций и т. д.

Закон решает в основном только одну проблему — те, кто зарегистрировался самозанятыми, теперь платят налоги. Но таких немного — всего 600 тыс. человек, работающих на арендованных авто. Из 2,5 млн водителей, работающих на своих машинах, в новой системе зарегистрировались только 10 тыс. человек.

Техосмотр и медосмотр большая часть таксистов не проходит. А путевые листы получают на 14 дней вперед.

«Да это не работает. Невозможно — полдня придется потратить, чтоб это все пройти. Никто и не проходит. Нам путевые листы вообще выдают на две недели вперед», — рассказал корреспонденту 66.RU на условиях анонимности один из водителей, работающих с «Яндексом».

Водитель, представившийся Денисом, подтверждает это, говорит, что «путевой лист — пережиток прошлого»: «Водители заполняют его сами, и никто ничего не проходит. Ну, единицы проходят <...> Но лично на меня [закон] никак он не повлиял, не почувствовал изменений на себе особо».

После принятия закона водителей не стало больше. Они либо уходят «в тень», либо идут работать в смежные отрасли, например — курьерами. Часть — уходят на СВО.

«Порядка 100 тыс. ушли на СВО. В том числе добровольцами <…> «Переходят в смежную отрасль — в доставку. Там никаких требований, регулирования нет, никакого техосмотра автомобиля не нужно», — рассказала председатель «Общественного совета по развитию такси» Ирина Зарипова.

Победитель всероссийского конкурса «Лучший водитель такси» в Ленинградской области и Санкт-Петербурге Олег Швыдченко уточнил корреспонденту 66.RU, что сразу начал работать «в белую» и требования закона для него не новы. Но признает, что как самозанятый столкнулся с несколькими проблемами.

«Как самозанятый я примерно 4,5% отдаю государству. И немного о цифрах…Приведу пример своего декабрьского заработка: 400 тыс. рублей за 30 дней и 12-часовую смену. Вы скажете, чем ты недоволен? Но есть нюанс. Дело в том, что водитель, который арендует автомобиль, должен заплатить собственно за аренду, заправить автомобиль, оплатить паркинг, потратиться на незамерзайку», — рассказывает он.

Олег Швыдченко подсчитал, что из 400 тыс. рублей ему в итоге «на руки пришло» 90 тыс. рублей: «Налог я платил от 400 тыс. рублей — это 18 тыс. рублей. Если бы отдавал со 100 тыс. рублей, которые действительно осели в моем кармане, было бы приятнее — примерно 5 тыс. рублей».

Еще одна проблема: лимит доходов для самозанятых на год — 2,4 млн рублей. «У меня он будет превышен в сентябре. Тогда я буду вынужден открывать ИП. Возникает вопрос, а какой смысл в самозанятости водителям, которые работают постоянно? И это тенденция — водители, для которых это основной вид деятельности, переходят в ИП», — объяснил он.

Еще одна проблема, по его словам: водители такси должны работать в пределах региона, где получили разрешение на перевозку. Но региональные власти могут снять это ограничение, утвердив собственные нормативные соглашения, которые регулируют перевозки. Тут закон работает не везде, и это плохо, считает Швыдченко.

«В Сочи у меня со своего рабочего аккаунта выйти на линию, например, не получилось. Замечательный город Екатеринбург — позавчера я вышел на линию и получил заказ», — уточнил он.

В целом Швыдченко выступает за легализацию отрасли и считает, что прописанные требования нужно исполнять «во всех регионах одинаково»: «Да, в пике это даст гигантский спрос, который не удовлетворят водители, которые оформили все, что необходимо. Но рыночек быстро порешает».

В том, что после принятия нового закона часть таксистов ушли в смежную отрасль, Швыдченко не видит проблему. «Тем лучше для тех, кто остался», — добавил он.

  • Новый закон «О такси» приняли в сентябре 2023 года. Подробнее о нововведениях можно прочитать здесь.