Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Алексей Орлов меняет тротуарный бехатон Чернецкого и гранит Высокинского на асфальт

16 сентября 2024, 15:56
Алексей Орлов меняет тротуарный бехатон Чернецкого и гранит Высокинского на асфальт
Фото: архив 66.RU
Екатеринбург возвращается на 25 лет назад в эпоху, когда тротуары в городе были асфальтовыми. Причины — в его дешевизне и относительной долговечности. Да и латать асфальт заплатками проще, чем перекладывать плитку.

О том, что городская администрация решила отказаться от укладки плитки на периферийных улицах центральной части Екатеринбурга, рассказал в эфире программы «Акцент» на ОТВ замглавы Екатеринбурга Алексей Бубнов. И курс на замену плитки асфальтобетонным покрытием продолжится.

«Мы применяем современные материалы и современную технику, качество произведенных работ значительно улучшается. Начали на тротуарах уходить от бетонной плитки, которая в целом себя показывает хуже, чем асфальтобетон. На периферийных улицах точно будем уходить на асфальтобетон, что касается центра города, исторической его части, там надо оставлять плитку», — рассказал он.

Как менялось представление мэрии о прекрасном покрытии тротуаров:

  • до начала 2000-х — асфальтобетон.
  • 2000–2018 годы — бехатон.
  • 2018–2022 годы — гранит.
  • 2022–2024 годы — асфальт.
Алексей Орлов меняет тротуарный бехатон Чернецкого и гранит Высокинского на асфальт
Фото: Антон Буценко, Анна Коваленко, 66.RU
Алексей Орлов меняет тротуарный бехатон Чернецкого и гранит Высокинского на асфальт
Фото: Антон Буценко, Анна Коваленко, 66.RU
Алексей Орлов меняет тротуарный бехатон Чернецкого и гранит Высокинского на асфальт
Фото: Антон Буценко, Анна Коваленко, 66.RU

По оценке девелоперской компании «Брусника», асфальт — наиболее экономичное покрытие. Его стоимость — около 4 тыс. рублей за квадратный метр с учетом всех конструктивных слоев и работы по устройству покрытия. Гранит — самый дорогой, но износоустойчивее бетонной плитки.

«Для пешеходных транзитов мы используем бетонную или гранитную плитку. Выбор зависит от класса проекта или градрегламентов. Иногда муниципалитет регулирует, какой материал плитки мы должны использовать», — рассказали 66.RU в пресс-службе застройщика.

Директор по продукту ГК «Атлас Девелопмент» Надежда Абакумова отмечает, что все сети коммуникаций проходят под тротуарами и нуждаются в регулярном ремонте. Восстановить асфальтовое покрытие проще, быстрее и дешевле. Но асфальт не гигроскопичный.

«Грунты у нас нестабильные, они все равно будут двигаться, создавая даже на идеально ровной поверхности углубления, которые во время осадков заполняются лужами. Любая плитка — это всегда чистые и сухие пешеходные пути, поэтому в своих дворах мы всегда за пешеходную плитку», — говорит представитель компании.

Застройщик отмечает, что современная плитка, в отличие от той, что была 20 лет назад, крепче и не крошится.

«Она не любит колку льда кайлом. Впрочем, против него бессилен и гранит. Кроме этого, любая плитка очень капризна к тяжелой технике, в этой категории вся снегоуборочная техника. Самый долговечный вариант — крупноформатный гранит, он же самый дорогой», — считает Абакумова.

Период бехатона

Бехатоновый бум в Екатеринбурге начался в начале нулевых при Аркадии Чернецком. Главная причина, которую озвучивал сам мэр, — эстетичность и практичность.

«Плитка бехатон применяется для более эстетичного вида городских тротуаров и предотвращения скопления воды при выпадении осадков. Застройщикам на стадии согласования проектов рекомендуется применять в строительстве плитку с шероховатой поверхностью», — отвечал Чернецкий в 2009 году на претензии местных жителей о том, что новые поверхности скользкие и неудобные для прогулок на каблуках.

Правда, относительно предотвращения скопления воды с Чернецким был не согласен директор МУП «Водоотведение и искусственные сооружения» Александр Репин.

«Просто когда проектировалась ливневая канализация Екатеринбурга, не рассчитывали на тот строительный бум, что мы переживаем в последние годы. Стало многократно больше асфальта, больше бетона, больше бехатона, меньше грунта, который забирает воду», — объяснял он постоянные затопления в городе.

Существует и альтернативная версия любви Аркадия Чернецкого к бехатону. В начале нулевых тогда еще оппозиционный депутат гордумы Андрей Альшевских заявил, что единственным производителем плитки в городе является предприятие, подконтрольное сыну мэра Станиславу Чернецкому.

Аркадий Чернецкий на заводе «Берит» в 2006 году

Возможно, речь шла о заводе «Берит», созданном в 2004 году при поддержке Аркадия Чернецкого. Основная продукция предприятия — тротуарная плитка, дорожные и тротуарные бордюры. Учредитель завода — «Атомстройкомплекс-Промышленность». С конца 90-х и до 2012 года небольшой пакет акций «Атомстройкомплекса» принадлежал Станиславу Чернецкому. Сын мэра какое-то время работал в компании, но отошел от оперативной деятельности. Поэтому Валерий Ананьев попросил группу акционеров, в числе которых был и Станислав Чернецкий, продать акции.

Однако у бехатона есть ряд проблем: плитка бывает скользкая зимой, крошится от механического воздействия и уходит под воду. Но гранит как альтернатива был дорогим и малодоступным.

Алексей Орлов меняет тротуарный бехатон Чернецкого и гранит Высокинского на асфальт
Фото: Антон Буценко, 66.RU

«Любое гранитное покрытие — это удорожание сметы в несколько раз по сравнению с альтернативой, которую мы применяем. Мы не обладаем такими средствами и ресурсами, как Москва. За последние 3–4 года на гранитную плитку московское правительство израсходовало 180 млрд рублей. Это сопоставимо со всем бюджетом Свердловской области. Почему мы должны отказываться от проверенных вариантов в угоду пока непонятным нам тенденциям?» — рассказывал в интервью 66.RU в 2018 году замглавы Екатеринбурга Евгений Архипов.

Период гранита

И тем не менее Александр Высокинский, как только занял кресло мэра, начал менять бехатон на гранит. Только на работы на проспекте Ленина потратили более 210 млн рублей. Глава города объяснил свое решение так:

«Один раз положим — и на всю оставшуюся жизнь, причем не только нашу».

Правда, сразу все пошло не так: подрядчики сорвали сроки, а поставщик вовремя не смог предоставить материал — гранит привезли в Екатеринбург только в августе 2019 года — после выполнения заказов Москвы и Санкт-Петербурга. В 2020 году обещали поступить по-другому: купить все зимой и начать работы с приходом тепла. Почему так нельзя было сделать в 2019-м, Высокинский не объяснил.

Алексей Орлов меняет тротуарный бехатон Чернецкого и гранит Высокинского на асфальт
Фото: Антон Буценко, 66.RU

Уже через полгода гранитная плитка Высокинского треснула, раскололась, провалилась и оказалась затопленной. А неправильная технология укладки плитки возле резиденции губернатора — то есть в снег и дождь — привела к тому, что дорогостоящее покрытие пришлось менять. В 2018 и 2024 годах за гранит в сквере Попова заплатили 60 млн рублей.

В 2020 году мэрия скорректировала бюджет и сократила расходы на укладку гранитной плитки. От продолжения благоустройства на время пришлось отказаться из-за пандемии и экономического кризиса.

На второй год на посту главы Екатеринбурга Алексей Орлов заговорил о том, что нужно отказаться от многолетней практики укладывать на улицах бехатон и гранитную плитку.

«Действительно, на некоторых участках тротуаров бехатон и гранит меняют на асфальт», — рассказывал он корреспонденту 66.RU в 2022 году.

«Бехатон — материал достаточно низкого качества и служит недолго. А все в гранит [укатать] мы не можем себе позволить. Во многих центральных местах прогулочные зоны остаются в брусчатке хорошего качества. Но что касается парковочных карманов, мы с коллегами договорились, что гораздо логичнее и проще в обслуживании это делать в асфальте», — объяснял глава города.

Теперь Екатеринбург постепенно снова переходит на асфальтовое покрытие. Хотя полностью отказываться от плитки не намерен.