Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.
Согласен

Экс-владельца обвиняют во взяточничестве. Все, что известно о новом транспортном концессионере города

общественный транспорт
11 октября 2023, 16:20
Фото: архив 66.RU
Передать общественный транспорт Екатеринбурга в частные руки мэрия мечтает как минимум с 2017 года. Трамвайный парк на 70% состоит из 40-летних чешских «Татр» и морально устарел, но в бюджете нет денег на их замену. Помочь могло бы привлечение частных инвестиций. И похоже, что администрация готова привлечь в качестве концессионера компанию «Мовиста», которая уже финансировала проект ветки в Верхнюю Пышму. Собрали в одном тексте все, что известно об инвесторе и концессии.

Администрация Екатеринбурга, похоже, определилась с будущим концессионером для развития электрического транспорта в Академическом. Мэр Алексей Орлов на форуме 100+ TechnoBuild рассказал, что на рассмотрении находится частно-концессионная инициатива с компанией «Мовиста». Инвестор построит трамвайные пути, контактную сеть, депо, две тяговые подстанции и купит новый подвижной состав — 20 новых двухсекционных и 60 новых трехсекционных вагонов.

Что известно о «Мовисте»

Компанию «Группа Мовиста» зарегистрировали в Москве в июле 2020 года. В декабре 2020 года она учредила «Мовиста Регионы». В 2021 году основным владельцем последней компании стала «Мовиста городской транспорт», в которой 10% принадлежит Андрею Бокареву, а 9,9% — Искандеру Махмудову — бенефициары «Трансмашхолдинга» и УГМК (до введения санкций в 2022 году).

«Группа Мовиста», «Мовиста Регионы» и «Мовиста городской транспорт» генерируют убытки. По итогам 2022 года убыток первой компании — 195 млн рублей, второй — 52 млн рублей, третьей — 234 тыс. рублей.

Владельцем «Группы Мовиста» и генеральным директором «Мовиста Регионы» до середины 2023 года был Александр Советников. В мае 2023-го его арестовали и поместили в СИЗО по делу о даче взятки в особо крупном размере ярославским чиновникам. По ч. 5 ст. 291 УК РФ ему грозит до 15 лет лишения свободы.

Бывший генеральный директор «Мовиста Регионы»

По версии следствия, Советников с 1 февраля по 19 мая передал бывшему директору департамента транспорта Ярославской области Татьяне Черемных и генеральному директору ГКУ «Организатор перевозок Ярославской области» 1,6 млн рублей «за оказание покровительства его организации при исполнении государственных контрактов по перевозке пассажиров». Деньги передавались на регулярной основе за счет фиктивного трудоустройства в «Группе Мовиста».

В конце августа суд выпустил фигурантов дела из СИЗО, запретив им определенные действия — менять место жительства, общаться с участниками по уголовному делу, обсуждать обстоятельства расследования.

«Мовиста» — инвестор и оператор в области развития городского общественного транспорта в нескольких городах России, в том числе в Верхней Пышме, Перми, Красноярске, Курске и Липецке. В октябре 2023 года компания предложила взять в концессию электротранспорт Самары.

В декабре 2020 года Минэкономразвития РФ, правительство Свердловской области и «Мовиста Регионы» заключили соглашение о защите и поощрении капиталовложений. Документ предусматривает передачу инвестору в пользование общественного транспорта Екатеринбурга и его инфраструктуры. Однако соглашение не гарантирует, что подписавшая его сторона обязательно станет концессионером.

Экс-владельца обвиняют во взяточничестве. Все, что известно о новом транспортном концессионере города
Фото: архив 66.ru

В мае 2021 года правительство Свердловской области заключило концессионное соглашение с компанией «Вернепышминский трамвай» (входит в группу «Мовиста Регионы») о создании трамвайной ветки Екатеринбург — Верхняя Пышма. Трамвай запустили в августе 2022 года. Изначально поездка из Екатеринбурга в Верхнюю Пышму стоила 38,5 рублей. После строительства депо, летом 2023 года, стоимость повысили до 40,5 рублей.

Почти все региональные «дочки» (Тверь, Волгоград, Самара, Ярославль, Красноярск, Пермь, Липецк, Курск, Екатеринбург) группы также убыточны. Единственное исключение — «Вернепышминский трамвай». Чистая прибыль компании по итогам 2022 года составила 9 млн рублей.

Вероятность концессии в Екатеринбурге

Даже появление концессионера не гарантирует, что проект воплотят в жизнь. Еще в 2018 году Группа «Синара» подписала с администрацией Екатеринбурга и правительством Свердловской области тройственное соглашение о сотрудничестве в сфере общественного электротранспорта. Однако никаких сдвигов не произошло. Все уперлось в бюджетное финансирование.

«Учитывая, что передача в концессию горэлектротранспорта — это большой проект, требующий значительных финансовых затрат и который без поддержки федерального бюджета администрации Екатеринбурга и правительства Свердловской области невозможен, в настоящее время правительством РФ прорабатывается вопрос выделения капитальных грантов для заключения концессионных соглашений на пассажирский транспорт», — объяснял 66.RU заместитель главы Екатеринбурга Алексей Бубнов.

Экс-владельца обвиняют во взяточничестве. Все, что известно о новом транспортном концессионере города
Фото: архив 66.ru

Две трети парка трамваев в Екатеринбурге нуждается в обновлении.

На форуме 100+ в октябре 2023 года Алексей Орлов также заметил, что «это финансово емкая концессия» и город рассчитывает «на поддержку Российской Федерации». А это значит, что нужно получить деньги из федерального бюджета. Пока Екатеринбург не получал таких грантов.

Краткая хроника обещаний передать общественный транспорт инвестору:

  • Поиски концессионера мэрия начала вести еще в 2017 году до объединения автобусного и троллейбусного парков, когда готовила транспортную реформу, которую в полной мере так и не запустила.
  • Летом 2018 года глава администрации Александр Якоб обещал, что разработку концепции закончат в 2019 году.
  • Позже сроки переносили на начало 2020 года, лето 2020 года и конец 2020 года.
  • В декабре 2020-го губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев объявил, что договор заключат в 2021 году, однако более точные сроки называть не стал.
  • В июне 2023 года на заседании городской думы глава Екатеринбурга Алексей Орлов анонсировал концессию городского электротранспорта. И участие крупного бизнеса в приобретении трамвайных вагонов — один из вариантов. «Вчера был разговор по поводу участия в федеральной программе по обновлению городского электротранспорта в рамках концессии у Евгения Владимировича Куйвашева с вице-премьером Григоренко. Насколько я знаю, наша заявка предварительно одобрена. Это позволит нам полностью реализовать проект в Академическом, с приобретением 60 новых трамвайных вагонов», — сказал Алексей Орлов.
  • Программа модернизации городского электротранспорта в городах России предварительно оценивается в 400 млрд рублей. Проекты будут финансироваться за счет средств федерального бюджета, кредитов ВЭБ.РФ и частных инвесторов (по концессионной схеме).
Александра Морозова