Вторая линия метро в Екатеринбурге — несбыточная мечта всех мэров. Она должна соединить ЖБИ и ВИЗ. Один из главных лоббистов подземки экс-глава города и депутат регионального Заксобрания Аркадий Чернецкий неоднократно высказывался, что направление стоит поменять в сторону Юго-Запада, Академического и Широкой Речки.
Проектировать вторую ветку метро начали в 1988 году. После этого чиновники из городской администрации еще пять раз заказывали проект, и в марте 2019 года тогда еще мэр Александр Высокинский объявил, что администрация заключила новый контракт. Но добиться федерального софинансирования на масштабную стройку так и не удалось. Без этого реализовать планы не удастся — в областном и городском бюджете на это просто не хватит средств.
В 2021 году в администрации города перешли к стадии принятия и отказались тратить деньги на воображаемую новую ветку метро. Заместитель главы Екатеринбурга Андрей Корюков во время брифинга о подготовке городского бюджета рассказывал, что в 2022 году в городском бюджете не предусмотрят расходы на строительство второй ветки подземного метро.
В 2022 году городские и областные власти вспомнили про проект. Мэр Екатеринбурга Алексей Орлов в сентябре прошлого года объявил, что его «не отпускает тема второй ветки метро».
«Я сам очень бы хотел, чтобы у нас было хотя бы 18 станций. Но это недешевое удовольствие. Понимание, если правительство нас поддержит, как пойдет вторая ветка, есть. Но нужно думать альтернативу — это наземное метро с удобными пересадочными пунктами. Но лично меня тема второй ветки метро все равно не отпускает», — произнес тогда Орлов.
Губернатор Евгений Куйвашев в том же году назвал главное условие для расширения подземки. И оно не меняется, это гарантии федерального центра:
«Как только получим серьезные гарантии, то сразу же приступим к разработке серьезного проекта. Сегодня мы реализуем проекты по строительству трамвайных веток».
Вице-мэр Алексей Бубнов в интервью 66.RU в январе 2023 года говорил, что рано или поздно этот проект все равно реализуют. Потому что «количество станций в Москве когда-то закончится».
«Москва разогналась и строит по 15–20 станций метро в год. Рано или поздно количество этих станций закончится. И дальше строители со всеми этими компетенциями должны будут куда-то поехать, а мы — третий, четвертый город в России. Я верю, что они приедут сюда. А куда им деваться?» — считает он.
Вновь этот вопрос Алексей Орлов поднял в сентябре 2023 года на встрече с учащимися специализированного строительного класса при УрФУ. Глава города надеется на деньги застройщика.
«Один из вариантов строительства хотя бы одной из станций — это как раз район Уралмаш: Зеленый бор и Антенные поля. Там вполне возможно, с привлечением средств застройщика, построить станцию в параллель с депо. Там буквально около километра», — отметил глава города.
Проектированием второй ветки метро готовы заняться специалисты белорусской компании.
«Современные технологии развиты довольно хорошо, нынешние тоннелепроходческие комплексы проходят быстрее и более качественно, с меньшей степенью износа, это стало чуть-чуть дешевле. Екатеринбург находится на каменном плато, есть своя специфика, но все возможно, и цена не такая большая, как раньше. 10 лет назад строительство обошлось бы дороже как на 5%, так и на 10–20%, все зависит от конкретного случая», — сообщил директор «Минскметропроект» Михаил Рудько на Международном строительном форуме и выставке 100+ TechnoBuild.