Всплеск вандализма
На улицах Екатеринбурга стало больше случаев вандализма. Тегами покрывают работы «Стенограффии», закрасили только что отремонтированную площадку у Театра драмы.
Месяц назад на Плотинке отремонтировали первые ворота Екатеринбурга, на свежую краску наклеили афишу концерта.
Испортили несколько объектов паблик-арт программы «ЧО».
Ничего нового
Само явление не ново: люди делают надписи на памятниках и отрывают им конечности, крушат и сжигают электросамокаты, оставляют теги и размещают рекламу магазинов наркотиков на домах. Одним из самых ярких примеров акта вандализма в городском пространстве стали разбитые фонари в сквере за Оперным театром.
«Улица разбитых фонарей имени А.Г. Высокинского»: в Екатеринбурге появился новый сквер для протестов
Чтобы решить проблему, мэрия составила план из 10 пунктов по борьбе с вандалами. В частности, он предусматривал введение патрулей и штрафов, установку видеокамер, использование антивандальных материалов в благоустройстве и создание граффитиотводов.
Руководитель паблик-арт-программы «ЧО» и креативный директор «Атома» Никита Харисов в разговоре с 66.RU отметил, что такие меры не очень эффективны.
«Вандализм был всегда. И бороться с ним абсолютно бесполезно. По крайней мере, теми методами, которые обсуждались раньше, — видеонаблюдения, лекции, патрули. Если человек хочет что-то испортить, то он найдет варианты, как это сделать. Все методы должны быть комплексными, долговременными и регулярными. Каждому горожанину или группе горожан нужно начинать с себя. Уж если некоторые концертные организации заклеивают нелегально город афишами, то естественно, что горожане думают: «Если бизнес себя так ведет, то почему мне нельзя?» — считает Харисов.
Как именно реализуют предложенные меры, неизвестно. На момент публикации в администрации не ответили на запрос 66.RU. Известно, что для школьников планировали провести тематические уроки.
«Работа с вандализмом сейчас в Екатеринбурге не особо эффективна. Да, мы видим, что коммунальные службы к разным праздникам в городе очищают поверхности и на какое-то время стены действительно остаются чистыми. Но вскоре эти пространства снова завоевывают граффитчики», — рассказал 66.RU граффити-райтер с 20-летним стажем и сооснователь фестиваля «Стенограффия» Константин Рахманов.
С разным вандализмом нужно бороться по-разному
Директор департамента философии УрФУ, специалист по вандализму в городской среде Ирина Симонова отметила, что подход к работе с вандализмом зависит от его формы.
«Следует отличать, например, вандальные акты из серии порчи объектов городской среды от вандализма, который происходит в рамках субкультур. Если мы говорим о первом типе, то нужно понимать, что такое обычно совершают подростки, которые не находит себе места. Эту проблему можно решать путем создания более комфортной городской среды с учетом потребностей подростков от 10 до 18 лет, чтобы у них было ощущение, что город — это их пространство. Сейчас для них очень мало мест», — объяснила Ирина Симонова. При этом она подчеркнула, что культура ответственного горожанина не формируется за один день.
Об этом говорит и Никита Харисов: по его словам, такая работа может занять долгие годы.
«Представьте, вы идете по городу, во дворе ямы, на траве окурки, валяется мусор, дом, который когда-то был памятником, облупился и разрушается. И если ты в такой среде растешь, то, вероятно, это может влиять ментально, и тогда закрадывается мысль: «А почему бы мне что-нибудь не испортить?». Конечно, для этого надо проводить исследования, изучить европейский опыт и попробовать адаптировать или интегрировать его в наши реалии, с учетом контекста, исторических, ментальных особенностей. Поэтому мне кажется, что нужно развивать в людях культуру и поддерживать среду в гармоничном и эстетичном состоянии», — добавил он.
Избавить город от граффити полностью невозможно
Борьба с тегами и граффити, по словам Ирины Симоновой, очень непростая. Связано это с тем, что когда в городах, например, создают легальные граффити-школы, это приводит к тому, что ученики объединяются и вместе выходят «бомбить» улицы.
С другой стороны, есть опыт городов, где работа с подростками шла через обсуждения кейсов и вопросов городской среды, вследствие чего они внимательнее относились к тому, что создают на улице.
В качестве успешного примера борьбы с граффити специалист приводит Сингапур, где для граффитчиков создают специальные пространства, которые они могут расписывать, но в то же время устанавливают жесткую систему штрафов за бомбинг в неположенных местах.
Штрафы, с точки зрения Ирины Симоновой, могут стать эффективной мерой против вандализма в виде надписей «Здесь был Вася». Профессиональных граффитчиков это не отпугнет, потому что для них создание «кусков» — это спорт, и многие готовы заплатить штраф и отбыть небольшой срок заключения ради этого. В некотором смысле работа с профессиональными граффитчиками проще, потому что у сообщества есть свои правила: не перекрывать чужие работы и не красить исторические объекты.
«В Казани как-то смогли победить вандализм. Даже сами граффитчики признают, что субкультуру планомерно выжили, но параллельно создали много пространств, дружелюбных для молодежи, и ввели контролирующие меры — видеонаблюдение, например», — отметила директор департамента философии.
Чтобы избавить город от тегов и кусков граффити, райтер Константин Рахманов предлагает обратить внимание на работу с комьюнити и коммунальными службами.
По его мнению, очень важно приводить улицы в порядок быстро, постоянно, тщательно — тогда можно избежать эффекта, как в «теории разбитых стекол». Особенно стоит следить за чистотой главных улиц города: проспекта Ленина, улиц 8 Марта и Малышева.
«Есть банальный пример нью-йорского метро, где каждый вечер загоняли поезда в депо и отмывали от бомбинга. Вагоны «бомбили», а их отмывали, каждый вечер. И тогда люди перестали это делать. Ведь если все смывают, какой смысл пытаться заявлять о себе и оставлять след? Поэтому надо отмывать и чинить, регулярно, уметь с этим работать, выработать процессы. Мне кажется, городу, как системе, в принципе еще предстоит научиться работать со средой и ухаживать за ней», — добавил Харисов.
Работа с граффити-сообществом, по мнению Константина Рахманова, должна заключаться в проведении фестивалей (например, «Стенограффия») и создании проектов, куда можно привлечь «небезразличных вандалов».
«Энергию этих ребят стоит направлять в позитивное русло, дать им площадку для развития, чтобы они росли профессионально и, кто знает, состоялись как успешные художники. Например, было бы здорово, если бы застройщики разрешали расписывать большие серые длинные заборы. Райтеры делают куски в ночи, и быстро, так как расписывают стены нелегально. Если дать им возможность создавать все размеренно — качество работ значительно вырастет, а у города появится больше ярких поверхностей с хорошими рисунками», — считает Рахманов.
В качестве примера он приводит опыт США, где городские власти отдавали целые районы художникам для росписи. Там возникали мастерские, магазинчики, кафе и другие урбанистические блага. «Вывод такой: не надо никому отрывать руки. Проблему нужно видеть и решать. И действовать надо стратегически, последовательно, а главное, по-человечески», — говорит он.
Рахманов отмечает эффект от проектов, в которых были заняты уличные авторы. Один из примеров — роспись остановок общественного транспорта в коллаборации команды уличных художников из команды SPEKTR и граффитчиков от DESTROYERS. Проект получил название «Холлофейм» и стал граффити-оберегом.
Остановки покрыли паттернами из тегов граффитчиков |
По словам Константина, вряд ли кто-нибудь из сообщества испортит эту работу:
- команда DESTROYERS — самая старая в Екатеринбурге, и ее много кто знает и уважает;
- граффити-сообщество знает о фестивале «Стенограффия», и многие сами в нем участвуют;
- арт-объект выглядит необычно для горожан и в то же время очень понятно для граффитчиков, получается, что это своеобразный «привет» для граффити-культуры.
Константин Рахманов считает, что победить вандализм полностью невозможно. Это доказывает пример Москвы: несмотря на запреты, в городе постоянно появляются нелегальные работы: «Да и в целом, будто бы от нелегальных граффити и не надо избавляться — в этом есть элемент свободы, драйва, чего-то особенного — что ты сделал кусок нелегально».