Полгода назад основатели екатеринбургской подкаст-студии Venture Media Арина Лякишева и Николай Иванссон уехали в Аргентину, чтобы попробовать поработать на испаноговорящем рынке. На тот момент они уже сотрудничали с заказчиками не только из Екатеринбурга, но и из Казани, Петербурга и Москвы, превратившись в полноценную продакшен-студию с ведущими из Голливуда и редакторами с канала «ТНТ».
В Аргентине россиянам можно находиться без визы три месяца. После этого можно продлить срок пребывания еще на три месяца, но потом нужно получать вид на жительство.
В июле Арина Лякишева и Николай Иванссон подали заявление в миграционную службу, заплатили налоги (в пересчете — около 10 тыс. рублей) и получили первый документ, позволяющий жить в стране. До конца года продюсеры надеются получить ВНЖ.
Уехать на другой континент, чтобы начать все с нуля
В Аргентину продюсеры переехали, чтобы расшириться и выйти на испаноговорящий рынок.
«Мы были суперамбициозны в плане завоевания испаноговорящего рынка, хотя ничего о нем, по сути, не знали. У нас была какая-то первичная информация о том, кто тут работает и какие есть формы бизнеса. Какого-то четкого бизнес-плана у нас не было: решили, что приедем и на месте разберемся», — говорит Арина Лякишева.
С собой из России пара привезла чемодан оборудования для записи подкастов. Оставалось найти помещение для будущей студии. Основательница Venture Media говорит, что, приехав в Аргентину, команде пришлось начинать все с нуля.
«Мы изучили южноамериканский и испанский рынки подкастинга. Аргентина — преемница Испании, и мы думали, что, возможно, какие-то показатели здесь будут схожи. Но оказалось, здесь все свое. Буквально начиная от платформ: здесь не развиты привычные нам ApplePodcasts и тем более «Яндекс.Музыка» — с ними мы уже прекрасно работаем и знаем, как что устроено. В Аргентине подкасты слушают на Spotify и в приложении iVoox. Нам пришлось заново учиться, как работать с площадками», — объясняет она.
Если с оборудованием вопрос был решен, то вопрос местоположения новой студии оставался открытым. Выяснилось, что в Буэнос-Айресе (в отличие от российских городов) нет специализированных площадок для подкастеров. Они записываются на обычных студиях звукозаписи, а стоимость аренды невысокая, в переводе на рубли — около 1000—1200 рублей за час. Продюсеры решили, что открывать точку записи нет смысла, и заключили дружеское соглашение с одной из местных студий.
«Здесь мы записываем наши подкасты и наших клиентов. Но в то же время у нас остается возможность организовывать выездные записи со своим оборудованием», — рассказывает Лякишева.
Как найти клиентов в стране без знания языка
Переезжая, продюсеры планировали сначала выстроить работу с русскоязычным комьюнити. В Латинской Америке постоянно проживает порядка 300 тыс. русских. Поиск первых клиентов начали в различных объединениях приезжих по интересам: клубах стартаперов, кинолюбов, женских клубах.
«Здесь много людей, которые хотят рассказывать о себе и своих проектах. Поэтому я приходила на разные встречи и всегда представлялась: «Привет, я Арина, и я знаю все про подкасты». Это у многих вызывало интерес — про подкасты никто здесь толком ничего не знал», — говорит Арина Лякишева. Так у команды появились первые клиенты.
Зарубежных партнеров и клиентов продюсеры стали искать в коворкинге, где работали.
«По сути, я стала приходить и уже на испанском рассказывать всем, что я креативный продюсер подкастов. Конечно, уровень языка у нас пока далеко не совершенный. Когда мы его еще больше освоим, сможем выстраивать коммуникацию с местными на высоком уровне», — рассказывает основательница Venture Media.
Рассказы о себе напрямую людям — основной инструмент, который продюсеры используют для продвижения. Параллельно они готовят новый бренд, делают сайт (уже на испанском), планируют запустить рекламную кампанию: «Таргетная реклама очень дешевая именно в Аргентине. У нас есть точная проверенная цифра: 50 центов за одного подписчика в запрещенной сети».
Основатели Venture Media уже собрали небольшую команду. Пока она состоит из русскоязычных сотрудников. В будущем, как только появятся испаноговорящие клиенты, в нее войдут и аргентинцы: «При этом здесь очень развито сотрудничество с США: то есть можно какие-то работы передавать туда».
Бизнес в России остался, но изменился
Продюсеры продолжают работать с заказчиками из России и уходить с отечественного рынка не собираются.
«Я очень боялась говорить большим корпорациям о том, что я работаю из Аргентины теперь. Существует миф, что это невозможно из-за разницы во времени и недостаточного контроля на удаленке. Но все возможно, тем более у нас есть команда в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге. Я сама всегда в диалоге и подключаюсь», — говорит Лякишева.
При этом студию в Екатеринбурге основатели Venture Media решили продать: «Новой владелицей станет Мария Казанцева. Она автор подкаста «На эмоциях» и наша первая клиентка — мы с ней плотно работали на протяжении всех трех лет».
Студию по стоимости всей мебели и оборудования бренд Venture Media оставил за собой.
Мария Казанцева рассказала 66.RU, что студия записи подкастов в Екатеринбурге теперь будет иметь то же название, что и ее подкаст. Заниматься бизнесом она будет вместе с мужем Владимиром Казанцевым.
«Мы планируем привлечь новую аудиторию в студию и сотрудничать с объединением подкастеров города. Одна из целей — создать клуб подкастеров для детей», — уточнила она.
А что дальше
У Арины и Николая много планов по развитию продакшен-студии в России и других странах.
Так, с сентября они запустят видеоподкасты (раньше команда работала только с аудиоформатом). «В аудио мы знаем и умеем абсолютно все. Но у наших клиентов есть запрос на видео — этому придется поучиться. В первую очередь это появится в Москве». Также поменяются сайт и список услуг, которые оказывает продакшен-студия.
В следующем году планируют выйти на аргентинский и уругвайский рынок подкастов. Также продюсеры будут работать в межкультурном направлении — сейчас уже у них есть несколько контрактов в еврозоне. Подробностей о них пока не разглашают.
Но глобальная цель команды — выйти на рынок США. «Мы решили начать с испаноговорящего рынка, потому что нам нужно вообще понять, как это работает, когда ты выходишь на чужом рынке. Но в будущем мы движемся именно на рынок США. Англоговорящий рынок пока пугает своим масштабом — непонятно, как на него выходить. Хотя подкаст на английском языке мы уже делали».