Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Как построить бизнес на своих и чужих неудачах. История екатеринбургского подкаст-лейбла Venture Media

7 ноября 2021, 17:21
Как построить бизнес на своих и чужих неудачах. История екатеринбургского подкаст-лейбла Venture Media
Фото: Instagram Venture Media
В начале 2020 года Арина Лякишева и Николай Иванссон открыли в Екатеринбурге подкаст-студию и лейбл Venture Media. К этому моменту у них был безуспешный опыт в создании стартапа по производству оборудования для рыбной промышленности и долг в миллион рублей. Кроме того, спустя пару месяцев после открытия студии Россию накрыла пандемия коронавируса, что создало дополнительные трудности. Но, несмотря на все это, почти за два года Venture Media создал десятки подкастов для компаний из Москвы, Питера и Казани. Сейчас маленькая звукозаписывающая студия в Екатеринбурге превратилась в полноценную продакшн-студию с ведущими из Голливуда и редакторами с канала «ТНТ».

«Пять лет назад мы планировали совершить революцию в рыбном мире»

Свой первый стартап Арина Лякишева и Николай Иванссон решили запустить в 2016 году. Пара тогда жила в Санкт-Петербурге, Николай учился в университете ИТМО. Его кафедра занималась различными инновационными разработками, в частности, промышленным оборудованием для разделывания рыбы электрогидроударом.

«Коля решил, что хочет произвести революцию в рыбном мире и начать продвигать это оборудование. При этом сама разработка была в стадии чертежей — никто ранее ее не испытывал», — рассказывает Арина Лякишева.

Иванссон презентовал оборудование на одной из выставок в Питере, а позже вместе с Ариной принял участие бизнес-акселераторе Ideal machine — он считается одним из лучших не только в России, но и в Европе. Арина и Николай смогли пройти все отборы и выиграли грант в 2 млн рублей на развитие и продажу своего оборудования IceCrusher.

Арина Лякишева:

Как построить бизнес на своих и чужих неудачах. История екатеринбургского подкаст-лейбла Venture Media

— Нам казалось, что нам теперь никто не нужен, два миллиона — просто космические деньги. Тогда Коля принял гениальное решение уволиться с работы и создать свое ООО. Он стал в нем генеральным директором, а я была его первым сотрудником. Из грантовых денег мы могли официально платить себе зарплату по 26 тыс. рублей в месяц. С учетом оплаты аренды квартиры в Питере и счетов за кредитку у нас на жизнь оставалось 12 тыс. рублей на месяц на двоих. Нам тогда казалось, что это абсолютно нормальные деньги, на которые можно жить какое-то непродолжительное время — мы думали, что скоро будем очень много зарабатывать на нашем инновационном оборудовании.

На создание самого устройства IceCrusher требовалось 10 млн рублей. Но инвестора никак не могли найти. В декабре 2016 года акселератор закончился, а ребята так не получили предложений о дальнейшем сотрудничестве. Продвижение IceCrusher шло очень медленно.

Весной 2017 Николай с проектом принял участие в конкурсе «Стартап Виза» в Эстонии и получил долгосрочную рабочую визу в страну для открытия и развития бизнеса. Приехав в Эстонию, ребята заявили проект IceCrusher на конкурс инновационных проектов эстонского фонда Prototron и банка Swedbank — всего в нем было порядка 200 проектов. Их стартап вошел в топ-10, но победить в конкурсе не удалось. Инвесторов тоже не нашли.

Как построить бизнес на своих и чужих неудачах. История екатеринбургского подкаст-лейбла Venture Media
Фото: соцсети Venture Media; предоставлено 66.RU

Арина Лякишева в Таллине

«Мы, конечно, считали наш проект самым крутым, но практика показала, что он не работает для поставленных задач. В какой-то момент наш общий долг почти дошел до миллиона рублей. Коля втайне от меня ходил в микрозаймы, чтобы мы могли платить за аренду хотя бы. А я устроилась на работу с зарплатой в космические 50 тысяч в месяц. Позже, однако, выяснилось, что это была какая-то бандитская организация — когда меня увольняли, мне угрожали, что если я не подпишу заявление об уходе, меня убьют. Тогда Коля тоже вышел на работу, а стартапом стал заниматься только по выходным», — рассказывает Лякишева.

Зарплаты хватало на оплаты аренды и счетов по кредиткам, но долг в миллион никуда не уходил. Ситуация становилась все сложнее, и тогда Арина предложила вернуться в Екатеринбург.

«Колю это, конечно, сильно расстраивало — это был большой шаг назад. Мы провели целый ритуал прощания с нашим стартапом и вернулись в родной город», — вспоминает она.

От рыбы и долгов к собственному лейблу подкастов

После переезда в Екатеринбург жизнь вошла в спокойное русло. «Коля нашел работу по своему профилю с хлебным оборудованием. Я устроилась в УрФУ и начала заниматься акселератором. Кроме того, мы начали проводить Fuckup Nights — формат вечеринок мы подсмотрели в Питере. Поскольку опыта в организации мероприятий у нас не было, я начала слушать подкаст «Ивент-кухня» — первые подкасты тогда уже начали появляться. Вечеринки проходили довольно успешно, и мы на них познакомились с огромным числом крутых людей», — рассказывает Лякишева.

Как построить бизнес на своих и чужих неудачах. История екатеринбургского подкаст-лейбла Venture Media
Фото: соцсети Venture Media; предоставлено 66.RU

Суть Fuckup Nights заключается в том, что достигшие успеха предприниматели и бизнесмены рассказывают о своих провалах, ошибках и о том, как им удалось справиться с неудачами. Арина и Коля начали проводить такие вечеринки в 2018 году. На каждую встречу собиралось порядка 150 человек.

Через год Арину уволили из УрФУ. Как она говорит, тогда ей казалось, что жизнь закончилась. Но в этот момент Коля предложил ей сделать YouTube-канал со спикерами с Fuckup Nights: «Наши вечеринки тогда процветали, и мне хотелось масштабировать их. Задумка была в том, чтобы люди с Fuckup Nights приходили к нам и рассказывали на видео о своих факапах. Но я посчитала, что для организации этого всего понадобится порядка 400 тыс. рублей. У нас тогда не было столько денег. Поэтому Коля предложил сделать вместо этого подкаст — это не требовало таких серьезных затрат. Так появился наш первый подкаст «Про факапы».

Для первых записей Арина купила простые петличные микрофоны, и подкаст начал выходить на аудиоплощадках в ноябре 2019 года. Следом Николай предложил создать 10 подкастов и объединить их под одним лейблом.

«Для меня это тогда казалось совершенным безумием, потому что в 2019 году люди вообще не знали слова «подкаст». Но Коля был настолько уверен в гениальности этой идеи, что мы приняли решение открыть свою студию и провести кастинг ведущих», — говорит Лякишева.

В результате кастинга ребята набрали ведущих на первые 10 проектов. А 10 февраля 2020 года студия лейбла Venture Media открылась на втором этаже Свердловской киностудии.

Как построить бизнес на своих и чужих неудачах. История екатеринбургского подкаст-лейбла Venture Media
Фото: соцсети Venture Media; предоставлено 66.RU

Так студия выглядела в первое время. Это был небольшой кабинет, где стояли самые простые столы и стулья. Для лучшей акустики на полу и стенах разместили ковры. Серьезно вложиться с самого начала решили в технику — микрофоны для студии привезли из-за океана.

Как построить бизнес на своих и чужих неудачах. История екатеринбургского подкаст-лейбла Venture Media
Фото: соцсети Venture Media; предоставлено 66.RU

После открытия студии начали запускаться шоу под брендом Venture Media — например, подкаст о еде «Дело вкуса», «Сила речи» — о том, как голос и речь меняют нашу жизнь, «Без негатива» — про игры и кино и другие. Ведущие записывали выпуски, а Арина с Николаем делали все остальное.

«Самое трудное в этом всем — монтаж. Он отнимает много времени и сил — мы монтировали по 10 выпусков еженедельно (каждый подкаст выходил раз в неделю). Других людей в нашей команде в это время не было — нам нужно было научиться всему самим. Тогда не было никаких мануалов, и все понятия — типа RSS, хостинг и т. д. — были для нас непонятными. Ведущим было проще — они приходили раз в неделю и болтали час на заданную тему. С ними у нас была договоренность, что они записываются бесплатно, но как только появляются рекламные интеграции, мы делим полученные деньги на всех», — рассказывает Лякишева.

Буквально через полтора месяца после открытия студии в России начался локдаун из-за пандемии коронавируса. Студию пришлось закрыть. Чтобы не останавливать выпуск эпизодов, ребята перевезли оборудование к себе домой — временной студией стала кухня.

На период карантикул киностудия не предоставила подкастерам арендных каникул. Лякишева рассказывает, что она смогла добиться только небольшой скидки на оплату аренды за тот период, когда студия была совсем закрыта. Поэтому пришлось думать о монетизации подкастов.

Для начала команда отправила письмо в «Яндекс.Еду», предложив поучаствовать в подкасте «Дело вкуса». Компания согласилась, и в апреле Venture Media получила первые 20 тысяч рублей за рекламную интеграцию.

В июне 2020 года студия вернулась к работе, однако одновременное производство 10 подкастов утомляло, их число было решено сократить до шести. Также студию сделали доступной для аренды. Час записи в студии стоил (и сейчас стоит) тысячу рублей. Первые клиенты пришли быстро — уже в июле. Всего в 2020 году команда помогла записать более 10 независимых подкастов.

Переход на новый уровень

С сентября дела пошли в гору — в студию пришел первый клиент, которому потребовалось продюсирование подкаста. Также «Яндекс.Еда» решила купить полсезона «Дела вкуса».

Объем работ рос, в команде появились продюсер и звукорежиссер. К концу 2020 года студия преобразилась — здесь появилось больше микрофонов, новые стойки, а со стен ушли ковры — их заменили звукопоглощающим поролоном. Оборудовали и пространство для офисной работы.

Как построить бизнес на своих и чужих неудачах. История екатеринбургского подкаст-лейбла Venture Media
Фото: соцсети Venture Media; предоставлено 66.RU

В декабре 2020 года ребята познакомились со школой творческих профессий Band. Через некоторое время школе понадобился свой подкаст.

«Это значит, что нам дают деньги и мы делаем все — придумываем концепцию, собираем команду. Это творчество за деньги — чистый кайф!» — рассказывает Лякишева.

Первый корпоративный подкаст Band Stories о начинающих писателях запустили в январе 2021 года.

После этого лейбл начал работать и над другими корпоративными подкастами — «Аудитом» — для «Ночи музыки», «О чем гудят провода» — для «Россетей-Урала», «Азбукой кулинарии» — для кулинарной студии «Модерато». Позже произошло знакомство с сервисом Megogo, который предложил сделать подкаст про историю ВДНХ.

В 2021 году команда создала девять корпоративных подкастов, масштаб которых варьируется от шоу для небольшой студии в Екатеринбурге до подкаста для телеканала, роль ведущего в котором исполняет голливудская звезда (команда пока не раскрывает имя этого человека, но запуск шоу планируется уже в декабре).

Как построить бизнес на своих и чужих неудачах. История екатеринбургского подкаст-лейбла Venture Media
Фото: соцсети Venture Media; предоставлено 66.RU

Сейчас в основной команде проекта восемь человек.

Так как большинство заказчиков студии поставляет Москва, летом Арина и Николай решили переехать в столицу: «Сейчас мы участвуем в тендерах наравне с другими крупными студиями. Каждую неделю мне приходят запросы на создание новых подкастов, и мы их делаем. Теперь мы работаем с известными компаниями и фондами. Причем о нас часто узнают по рекомендации от других компаний, которые с нами уже работали».

Как построить бизнес на своих и чужих неудачах. История екатеринбургского подкаст-лейбла Venture Media
Фото: соцсети Venture Media; предоставлено 66.RU

Летом на «Иннопроме» Арина Лякишева подписала соглашение о сотрудничестве со Свердловским отделением «Опоры России». Так появился подкаст «Уйти нельзя остаться» о том, что лучше — работать по найму или работать на себя.

Сейчас стоимость корпоративного подкаста, которые создает Venture Media, начинается от 500 тыс. рублей за шоу из 10 эпизодов. Теперь каждым занимается целая команда людей, где есть сценаристы и приглашенные ведущие. Если подкаст ведет голливудская звезда или над ним работает редактор из ТНТ (есть и такой опыт), стоимость продакшена сразу увеличивается.

На 2022 год лейбл уже договорился о производстве четыре корпоративных подкаста. Один из них — для крупной компании из Екатеринбурга, другие заказчики из Москвы, Санкт-Петербурга и Казани.

«Я очень горжусь, что мы из Екатеринбурга, и всегда новым клиентам говорю об этом. Наша студия за два года стала местом, где записалось около 500 эпизодов разных подкастов, и мы были рады помогать им в этом. Мы запустили 12 собственных подкастов, стали частью более 20 подкастов, которые мы монтировали, консультировали, продюсировали, поддерживали. А кроме того, мы запустили подкаст-клуб и сделали курс подкастов для УрФУ — его ведет наш продюсер и ведущий «Дело вкуса» Сергей Сивопляс», — говорит Арина Лякишева.

* Instagram входит в организацию Meta, признанную экстремистской, террористической и запрещенную на территории России