Как рассказала юрист фонда «Я особенный» Елена Абраменко, в декабре 2022 года в Березовском родителям из шести семей позвонили специалисты регионального минсоцполитики и попросили прийти в отделение «исправить некоторые ошибки в действующих документах, где прописан необходимый для их детей объем социальных услуг (индивидуальная программа получения соцуслуг, ИППСУ)».
«Звонки были настойчивые. В итоге шесть семей обратились в территориальный отдел соцполитики. И им сразу же без каких-либо объяснений вручили новые экземпляры ИППСУ. Когда родители дома стали изучать новые документы, они поняли, что за той же датой и теми же реквизитами им фактически выдали новые ИППСУ со значительно урезанным объемом соцуслуг. Такие действия являются незаконными», — уточнила Абраменко.
Фонд оказывает услуги детям-инвалидам и их родителям. Они могут получить социальную, медицинскую, бытовую, психологическую и юридическую помощь бесплатно в необходимых им объемах. В частности, соцработники относят вещей в стирку, химчистку, ремонт и возвращают их обратно, проводят психологические тренинги с детьми-аутистами и помогают им адапироваться в обществе, обучают родственников уходу за тяжелобольными и др.
Документ о сокращении количества социальных услуг вступил в силу в январе 2023 года, при этом семьям из Березовского объем урезали заранее. В приказе минсоцполитики Свердловской области «О внесении изменений в стандарты соцуслуг…» формулировку «по мере необходимости» заменили на «определенное количество услуг в год». При этом тарифы, по которым работают поставщики услуг, остаются прежними.
К примеру, услугу «Индивидуальное социально-психологическое консультирование» теперь предлагается оказывать максимум два раза в год — при тарифе 116 рублей 45 копеек за раз. Обучение семьи навыкам помощи тяжелобольному родственнику ограничивают четырьмя услугами в год на общую сумму 155 рублей 24 копейки. «Социально-психологический патронаж» представлен двумя услугами в месяц при тарифе 174 рубля 68 копеек (349 рублей 36 копеек в месяц, или 4192 рубля в год).
Сначала юристы благотворительной организации обратились в прокуратуру Березовского. Ведомство вынесло представление об устранении нарушений. Но проблему, по словам юриста фонда, это не решило, поэтому семьи обратились в Кировский районный суд Екатеринбурга. В итоге спустя полгода суд признал незаконными действия минсоцполитики в отношении пяти семей. По еще одной семье суд примет решение в конце этого месяца.
Абраменко объяснила, что это «должно привести к тому, что повторно оформленная минсоцполитики программа не будет работать». Действующим остается первоначальный документ.
При этом в профильном министерстве корреспонденту 66.RU рассказали, что пока не ясно, в какой именно части суд удовлетворил требования истцов.
«Пересмотр ИППСУ проводился управлением соцполитики минсоцполитики Свердловской области № 24 по заявлениям от родителей. Известно, что Кировский районный суд частично удовлетворил исковые требования, однако в окончательной форме они не изготовлены и в адрес минсоцзащиты не поступали. Дальнейшие решения будут приниматься исходя из решения суда», — добавили там.
250 специалистов по работе с аутизмом остались без оплаты. Министр пишет заявления прокурору и в МВД
В мае этого года фонд «Я особенный» и другие организации сообщили, что ждут от министерства социальной политики выплаты в размере 60 млн рублей. По словам представителей организации, минсоцполитики задерживает установленные сроки проверки отчетов и из-за этого 250 специалистов не могут получить плату за работу с февраля по март этого года.
Однако, как 66.RU рассказывал профильный министр Андрей Злоказов, министерство не задерживает и не отказывает в выплатах.
«Есть действующая процедура проверки и возврата документов. И в пакете документов, которые получили в феврале, мы видим, что определенные организации не применяют в своей работе установленные стандарты. Грубо говоря, по приказу нужно предоставлять определенную услугу раз в неделю или раз в день. А мы видим, что с ребенком структура занималась 50 часов, 70 часов в сутки. Этого быть не может. Мы проверили это и, естественно, оплачивать это не стали», — объяснял Злоказов.
Министр уточнил, что 25 апреля обратился к прокурору области и в МВД, чтобы «проверить определенные организации на умышленность действий».