Существеннее всего подорожал сидр. В январе бутылка напитка стоила в среднем 96 рублей, а к концу года — 130 рублей. Рост составил 35%. На 8% подорожало пиво — с 60 рублей до 65 рублей за бутылку; на 1% — алкогольные настойки/сиропы, с 205 до 207 рублей.
Крепкие спиртные напитки (водка, виски, коньяк) подешевели на 4%, с 351 рубля до 338 рублей за бутылку; вино упало в цене на 2%, с 174 рублей до 171 рубля; алкогольные коктейли — на 1%, с 175 рублей до 173 рублей.
Фото: Анна Коваленко, 66.RU |
---|
На Урале в 2022 году произошел бум популярности алкогольных настоек и сиропов — их покупают чаще на 61%, чем в январе. Продажи сидра падают — аналитики допускают, что это связано с сильным ростом цены. Не изменилась статистика по продажам алкогольных коктейлей, а крепкий алкоголь и вино стали популярнее на 7% и 8% соответственно. Если посмотреть на общую картину продаж, алкоголя к концу года стали покупать на 2% чаще.
По словам президента РФ Владимира Путина, инфляция по итогам года составит 12%. К этому привела специальная военная операция, которая повлияла и на производство, и на ценник алкогольной продукции.
Возникли проблемы с импортным алкоголем. Еще летом рестораторы прогнозировали, что к Новому году в России практически не останется напитков из других стран, так как импорт упал более чем на 35%. В первой пятерке стран-поставщиков стояли Италия, Испания, Грузия, Франция и Португалия. Из этих стран активно поставлять алкоголь в РФ продолжила только Грузия.
Постоянные жалобы в Минпромторг со стороны участников рынка привели к тому, что министерство разрешило параллельный импорт алкоголя в Россию.
Без разрешения правообладателя в страну можно завозить порядка 40 алкогольных брендов. В основном это виски (также в список попали ликеры):
С другой стороны, российские заводы анонсировали и начали производить локальные и давно снятые с производства алкогольные марки, например пиво «Стрелец» и «Патра» в Екатеринбурге.
Но даже в таком случае отечественным производителям придется искать замену импортному оборудованию и всему, что с помощью него производится: бутылкам, пробкам, этикеткам, упаковке. Выход из положения будут искать при помощи партнеров из так называемых дружественных стран, в числе которых Чили, Аргентина, Уругвай, ЮАР, Бразилия, Турция, Тунис, Индия, Китай, Сербия, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Армения и Грузия.
Несмотря на сложную экономическую ситуацию, алкоголь, по версии экспертов NielsenIQ, остается тем сегментом рынка, на котором в 2022 году не хотят экономить россияне. Алкоголь и продукты питания стали единственными категориями товаров FMCG, которые показали рост продаж в натуральных объемах в первом полугодии 2022 года по сравнению с аналогичным периодом 2021 года.