Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.
Согласен

Зачем российские войска отступили из Херсона и какое военное значение имеет этот город

Украина ясно-понятно
10 ноября 2022, 15:38
Фото: Andrey Borodulin, AFP
Вечером 9 ноября министр обороны России Сергей Шойгу приказал отвести войска «на левый берег Днепра». Это означает то, что россияне покидают административный центр Херсонской области, который географически находится на другом берегу реки. О причинах и последствиях этого решения — в материале 66.RU.

Какое значение имел Херсон для российских войск

C 3 марта 2022 года, через девять дней после начала специальной военной операции, свыше семи месяцев Херсон находился под контролем российского командования, став единственным областным центром, занятым Вооруженными силами РФ.

Между Херсоном и Николаевской областью — большая территория, равнинная, местами холмистая местность, правый берег региона от Днепра — он выше, чем левый, тем самым более крепкий с точки зрения обороны и удобный для последующей атаки по направлению.

Херсон имел исключительное стратегическое значение для дальнейшего хода СВО. С этого направления российским войскам удавалось оборонять выход к Крыму, а также иметь перспективу наступления на Николаев, Одессу с последующим выходом к границе Приднестровской Молдавской Республики, что привело бы к полному закрытию доступа украинцев к Черному морю. Это позволило бы обеспечить сухопутный коридор в Крым, а также воздействовать на жизненно важные объекты украинской экономики.

Херсон имеет и политическое значение, в особенности при желании российской стороны в последнее время начать мирные переговоры. Если бы диалог между странами возобновился, то при понимании, что из Херсона в любом случае придется отступать, город стал бы разменной монетой в обмен на что-то более важное. Можно провести аналогию с отступлением из Киевской и Черниговской областей в марте 2022 года после переговоров в Стамбуле. Тогда вывод войск российская сторона объяснила «жестом доброй воли».

Последствия отступления не были позитивными. В марте, после отхода российских войск из-под Киева, случился «эффект Бучи» (Минобороны и Кремль отрицают все обвинения по этому эпизоду), приведший к увеличению поставок иностранного вооружения Вооруженным силам Украины. После отступления из-под Харькова тоже были последствия — в сентябре в России объявили мобилизацию. Вывод войск из Херсона будет иметь свой эффект.

Что может случиться после отвода войск из Херсона

Теперь россияне будут обороняться на левом берегу Днепра, а часть войск с херсонского направления перенаправят на другие плацдармы. Они смогут укрепить свои позиции и пополнить запасы вооружения.

Командующий объединенной группировкой войск Сергей Суровикин во время доклада Сергею Шойгу признался, что Херсон и прилегающие населенные пункты сейчас «не могут полноценно снабжаться и функционировать». На это повлияло несколько факторов: взрыв на Крымском мосту, через который пополнялись запасы российской группировки, а также контроль со стороны ВСУ всех переправ с момента, когда у них на вооружении появились ракетные установки HIMARS.

Из Херсона ракеты HIMARS смогут дотянуться до военных аэродромов и складов на полуострове Крым (американская реактивная система залпового огня при аналогичной стратегии работала по объектам в Херсоне).

«Российские средства ПВО сбивают до 80–90% ракет противника на херсонском направлении, но 20% из них все же достигают целей», — говорил Суровикин.

Заявление Шойгу о выходе войск на правый берег Днепра не означает, что украинские войска быстро войдут в Херсон. Помимо распутицы, грязи и холодов, мешающих продвижению пехоты, им будет препятствовать огонь с российских позиций.

В случае окончательной победы под Херсоном ВСУ получат гипотетическую возможность уже весной осуществить массированную атаку на восточный берег Днепра и выйти к Перекопскому перешейку, соединяющему Крым с Украиной.

Что говорят о Херсоне российские чиновники, пропагандисты и военкоры

Чиновники и назначенные Кремлем власти Херсонской области неоднократно обещали, что Украина не сможет вернуть себе город. Секретарь генсовета «Единой России» Андрей Турчак в мае приехал в Херсон с многообещающим посланием: «Хотел еще раз, обращаясь к жителям Херсонской области, сказать о том, что Россия здесь навсегда. В этом не должно быть никаких сомнений». 30 сентября президент РФ Владимир Путин подписал постановление о включении Херсонской области в состав России.

К городу относились как к российской территории. Местные власти ввели здесь рублевую зону, жителям выдавали российские документы, заработал ЗАГС, свое управление ГИБДД, телевидение, интернет, пообещали платить пенсии. На развитие региона выделили сотни миллионов рублей.

Замглавы губернатора Херсонской области Кирилл Стремоусов, погибший в день объявления о выводе войск из Херсона, говорил, что все родившиеся в Херсонской области после 24 февраля автоматически получают российское гражданство и что город находится под надежной обороной.

В октябре риторика резко поменялась. Тогда впервые в эфире ТВ показали Суровикина, анонсировавшего «непростые решения» по Херсону. В городе организовали «программу переселения» местных жителей, а вице-премьер РФ Марат Хуснуллин пообещал, что жителям Херсонской области, которые переедут в Российскую Федерацию, будут выдавать сертификаты на покупку жилья. По словам Суровикина, зону боевых действий после этого покинули 115 тыс. человек.

Патриотически настроенная публика встречала новости и слухи об отводе войск из Херсона с нескрываемым огорчением. Если коротко, все они звучали в духе высказывания философа Александра Дугина, который еще перед приказом Шойгу написал в своем телеграм-канале: «Херсон надо отстоять любой ценой. Любой вообще. Херсон — это то, на чем сегодня держится в России власть».

Андрей Турчак, говоривший, что Россия в Херсоне навсегда, заявил следующее: «Наши ребята под Херсоном подвергались огромному риску. В любой момент они могли оказаться отрезанными от снабжения и в такой ситуации удерживать оборону было бы крайне сложно. <…> Главная цель сегодняшнего маневра — защита населения при максимальном сбережении личного состава». В своем посте он опубликовал фразу Михаила Кутузова: «Взять крепость не трудно, трудно кампанию выиграть…»

Сравнивать горящую Москву, которую пришлось отдать Наполеону, с Херсоном начали и другие публичные лица, например, глава RT Маргарита Симоньян.

«Пока цела армия, есть надежда с честью кончить войну. С потерей армии не только Москва — вся Россия будет потеряна». Кутузов. Замените слово «Москва» на слово «Херсон». Возможно, станет понятнее. Я точно знаю, что никому это решение не было легко. Ни тем, кто его принимал, ни нам, кто понимал, что так будет, и все равно молился, чтобы так не было. Потому что альтернатива одна — положить в голой степи группировку, закидать телами мобиков и открыть дорогу на Крым. Неужели так было бы лучше?» — сообщила Симоньян.

Репортер ВГТРК Андрей Руденко говорит, что этим маневром «сковали большую группировку врага» в одном месте.

Поддержали отвод войск учредитель ЧВК «Вагнер» Евгений Пригожин и глава Чечни Рамзан Кадыров, который ранее обрушивался с критикой на генерала Александра Лапина за то, что российские войска отступили из Лимана — города, в котором до начала СВО жило в 14 раз меньше человек, чем в Херсоне.

«Полностью согласен с мнением господина Пригожина о решении Суровикина. Евгений Викторович [Пригожин] очень точно заметил, что Суровикин спас тысячу солдат, находящихся в фактическом окружении. Взвесив все «за» и «против», генерал Суровикин сделал сложный, но верный выбор между бессмысленными жертвами ради громких заявлений и спасением бесценных жизней солдат», — написал Кадыров в телеграм-канале.

Кирилл Смоленцев