Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

«Догматичного поклонения Родине точно не будет». Репортаж с первого «Разговора о важном» в школе № 1

«Догматичного поклонения Родине точно не будет». Репортаж с первого «Разговора о важном» в школе № 1
Фото: Екатерина Журавлева, 66.RU
В этом году у школьников появилось сразу шесть новых предметов. В том числе и «Разговоры о важном», которые должны сделать учебный процесс самым патриотичным с момента распада СССР. Корреспондент 66.RU побывала на первом уроке у младшеклассников екатеринбургской школы № 1 и поговорила с ее директором о том, будут ли с детьми обсуждать спецоперацию и как подготовиться к возможному протесту подростков, которые могут выступить против новых занятий.

На партах у четвероклашек лежат пустые листы А4, которые им раздали перед уроком. Проектор показывает презентацию «Разговора о важном». Это первое тематическое занятие. На него дети приходят после общешкольной церемонии поднятия флага России.

Уроки «Разговоры о важном» в образовательной программе появились в этом году. Министерство просвещения России заявило, что они необходимы школьникам для воспитания патриотических чувств, приобщения к истории страны, привития любви и бережного отношения к экологии, а также для изучения государственных символов.

В школьном коридоре через пару минут эхом раздается гимн Российской Федерации. Классы один за другим подключаются к трансляции. Поднимается для того, чтобы его послушать, и 4-й «З».

Первые куплеты дети подпевают тихо, но уверенно. Дальше, после второго припева, строчки «Широкий простор для мечты и для жизни грядущие нам открывают года…» знает уже только учитель. После того как музыка стихает, дети садятся, а учительница Диана Запрометова начинает урок и спрашивает, зачем человеку нужны знания? Это главная тема разговора сегодня.

— С грамотным человеком проще общаться, — отвечает мальчик с первого ряда.

— Чтобы быть умнее кого-нибудь, — добавляет девочка с белым бантом.

Занятие проходит в формате диалога. Педагог рассказывает о том, как человек научился добывать огонь, а дети отвечают, зачем он нужен. Чтобы тепло было и пищу готовить. Дальше для сравнения на слайдах появляются две картинки: одна с наскальной живописью древних людей, другая — с городским пейзажем. И все для того, чтобы узнать, есть ли у них что-то общее.

— Раньше люди с палками охотились на животных, а теперь в супермаркетах охотятся на животных, — говорит кто-то из класса.

Вариантов ответов много, но учитель ведет детей к тому, чтобы они сами поняли и оценили то, насколько долгий и сложный путь прошел человек от жизни в пещерах к современным технологиям и автомобилям.

«А можно ли ездить на машине без колес?» — задает педагог следующий вопрос. — Колесо — еще одно важное изобретение, без которого наша жизнь не была бы такой, как сейчас, — рассказывает она детям.

— Конечно, можно. На воздушной подушке, — отвечает ребенок за первой партой.
— Нет, — сомневается девочка в центре класса.
— Да, можно, если на машине времени, — придумывает третья.

«Догматичного поклонения Родине точно не будет». Репортаж с первого «Разговора о важном» в школе № 1
Фото: Екатерина Журавлева, 66.RU

Дальше речь идет уже о гвоздях. «Можно ли без них построить дом?» — спрашивает учительница. Кто-то говорит нет, кто-то уверен, что да, например, из кирпича.

— Можно, конечно, если саморезы использовать, — находит решение один из школьников.

Сотни лет эволюции и прогресса пока не укладываются у четвероклашек в голове, им кажется, что все в жизни просто и легко. Еще пара примеров человеческих достижений, и класс переходит к покорению космоса. Детям выдают анкету из семи вопросов.

  • Планета, на которой есть жизнь
  • Спутник Земли
  • Планета с женским именем
  • Самая большая планета Солнечной системы
  • Первый космонавт
  • Первая советская женщина-космонавт
  • Первый советский космонавт, совершивший выход в открытый космос

С первыми четырьмя вопросами дети справились сразу же. С Валентиной Терешковой и Алексеем Леоновым было сложнее. Их назвать дети не смогли. Но это только начало учебного года. Впереди по плану еще 33 «Разговора о важном» — по одному в неделю вплоть до летних каникул.

Завершает урок творческое задание: на чистом листе нужно изобразить рисунок, который отразит то, как дети поняли главную мысль урока. С началом перемены класс пустеет, а на краю стола остается карандашом нарисованная карета, которая противопоставлена космической ракете.

«Догматичного поклонения Родине точно не будет». Репортаж с первого «Разговора о важном» в школе № 1
Фото: Екатерина Журавлева, 66.RU

Диана Запрометова говорит, что план первого урока, вопросы и задания составила сама специально для своего класса, опираясь на заданную тему «Для чего нужны знания». Но в целом хотела бы обсудить тематические занятия и с родителями на отдельном собрании, чтобы объяснить, что любовь к своей стране идет из семьи. И если объединить работу, то результат будет эффективнее.

— Если маленький ребенок проявляет какое-то неуважение к своей стране, естественно, идет личная беседа. Такой мальчик еще до введения «Разговоров о важном» был, мы с ним поговорили. Но у него в принципе было отторжение к своей семье, оттуда все шло на страну, и он говорил, зачем мне здесь жить, зачем мне здесь быть, зачем мне ее любить и уважать. Но детям я говорю, что мы один класс, мы большая семья, мы должны друг друга беречь и беречь все вокруг. И с ним такими маленькими беседами выстроилось уважительное отношение к своему государству.

— А вы можете назвать себя патриотом? Вам интересно об этом будет рассказывать детям?

— Да, я сколько себя помню, я всегда беру такие темы, потому что они у меня где-то глубоко — показывает на сердце — хранятся. В школе я была в патриотическом клубе, в СПО (студенческий педагогический отряд, — прим. ред.) я тоже четыре года бегала, прыгала по зарницам, мне вообще эта тема откликается, потому что я знаю, что я сто процентов гражданин и патриот своего государства. И я хочу это вложить детям

На следующем уроке Диана Запрометова планирует поговорить с учениками о семье и семейном древе.


Директор школы Алексей Махновецкий в интервью 66.RU объяснил, как будут устроены «Разговоры о важном».

— Учителя к урокам готовятся по какой-то единой системе? Министерство просвещения выпустило методички, разработало и прислало на места план занятий? Что в них включат? Или это на местах каждая школа определяет?

— Министерство просвещения разработало комплекс внеурочных занятий, обязательных к посещению. Специалисты подготовили полностью все комплекты тем, методических и наглядных материалов на все 34 урока, то есть на весь учебный год. Педагогам в этом плане, я считаю, повезло, потому что на федеральном уровне разработаны качественные мероприятия. Тот контент, который нам предложили, — он хорошего качества. Но есть и вариативность. Учитель может сам подстраивать уроки под образовательную потребность или под запрос учеников.

Уроки — разноуровневые. Для первых классов — это одна тематика и адаптированное содержание, для вторых-четвертых — другая. Для старшеклассников — третья. Мне нравится, что на этих занятия будут хорошо представлены возможности учеников в части образовательной траектории и участия в творческих конкурсах, в которых можно себя проявить. Мы о них не всегда можем рассказать, но теперь есть для этого единый урок, который проходит в торжественной атмосфере, перед началом была церемония поднятия флага. Это будут не классные часы, как заявляли ранее, это альтернатива, отдельный разговор, который будет проходить в режиме диалога, а не лекции. Дети смогут подискутировать с учителем и обсудить важные вопросы.


— А вы можете пояснить, как будет программа устроена? То есть с младшим звеном будут говорить об истории, а со старшеклассниками о профориентации?

— Первые-вторые классы говорили сегодня о том, зачем нужно знание, о том, насколько важно учиться в школе и какую роль играет образование. Если про 10-11 классы сказать, то им презентовали возможности платформы «Россия — страна возможностей», которая объединяет конкурсы, проекты, олимпиады. Она сегодня дает огромные возможности для любого круга лиц: начиная от школьников, заканчивая пенсионерами. В 7-8 классах речь шла о популярных профессиях: какие тренды на рынке труда сегодня есть и как в эти тренды вписываться в образовательном плане. Все уроки разработаны исходя из возрастных особенностей и потребностей детей.

— Но все же думают, что сейчас педагоги будут настойчиво учить школьников Родину любить, это так?

— Это, мне кажется, предрассудки, которые появились от неосведомленных людей. Это очень поверхностный взгляд. Процедура поднятия флага дает, например, принадлежность к школьному сообществу, ты понимаешь, что ты не просто какое-то звено, которое непонятно как посещает уроки, а часть коллектива, у которого какая-то цель есть. Мы являемся одной большой командой. А приверженность к символике нужна. Потому что если мы говорим о том, что государство нам дает возможность получить качественное образование — элементы уважения должны присутствовать. Но догматичного поклонения Родине здесь точно не будет.

Речь будет идти о важных исторических моментах, неважно в каком политическом контексте мы находимся, мы должны понимать, из чего складывался наш менталитет.

— А если говорить о подростках. Они же могут уйти в протест. К этому как-то готовы? Понимаете, что может возникнуть отторжение?

— Конечно, оно будет, оно уже есть. Но радует, что в целом по масштабам школы среди двух тысяч детей явного протеста я не видел. Важно здесь всегда в диалоге выстроить урок, и если есть какое-то отторжение, его выявить, не меры принимать, а аргументы приводить. Нужно понимать, на чем-то основаны данные протестные утверждения или это специфика возраста. Восьмиклассники в этом году остро реагировали на ту информацию, которую мы публиковали в социальных сетях, это два-три человека, но они задают какой-то тренд. Хорошо, это их право быть несогласными. Уверенно доказывать свою точку зрения — это зрелость, и это важно показать подросткам в рамках этих уроков.

— Учителя к этому готовы, у них уже есть какая-то система аргументации заготовленная?

— В методическом плане у нас созданы предпосылки. Любому педагогу, особенно я сейчас переживаю за молодежь, которая только только выпустилась из университетов, будет нужна помощь. Здесь есть какие-то определенные опасения, но мы всегда готовы их поддержать.

— В одной из школ Екатеринбурга мать одного из школьников написала заявление, она не хочет, чтобы ее ребенок посещал «Разговоры о важном». У вас были такие прецеденты? Что будете делать, если столкнетесь с таким поведением родителей?

— Я всегда отсылаю к нормативным документам, это обязательная часть образовательной программы, ребенок должен быть задействован во внеурочной деятельности. От этих уроков нельзя отказаться. Если речь идет об отказе, то это, наверно, из-за неосведомленности, скорее всего, сложилось неверное представление о том, что будет происходить и транслироваться на уроках. Но на них будут говорить о том, как выбирать профессию. Тем более что классный руководитель имеет дополнительную возможность встретиться и поговорить с классом. Мы можем под ту тему, которая заявлена в методических пособиях, подтянуть то, что происходит у детей, например, обсудить какие-то проблемы или противоречия.

Важно выдержать тренд, который задает методически министерство просвещения. Я посмотрел тематики на ближайшие понедельники — они все интересные. 12-го числа у нас будет «Воспитание гражданственности и патриотизма в России. Изучение истории и культуры». Вполне общая тема. 19 сентября «165 лет со дня рождения Циолковского» — очень много деятелей у нас, о которых нужно рассказывать, чтобы дети могли ориентироваться на таких значимых людей и их достижения. 26 сентября «День пожилых людей» — здесь тоже сложно поспорить со значимостью темы.

— А все-таки про спецоперацию будут как-то говорить?

— Нет. Я и педагогам об этом говорю — для того, чтобы это обсуждать, нужно досконально знать тему вопроса, мы не обладаем достаточной компетенцией в данном вопросе, чтобы делать выводы. Да, спецоперация сейчас идет, да, мы защищаем свои интересы. Но я не берусь об этом говорить и поднимать разговор. И акцента на это не будет никакого.