Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

«На людей действует магия бренда»: Китай и Иран не заменят Zara и H&M в российских торговых центрах

18 июля 2022, 13:17
Колонка
«На людей действует магия бренда»: Китай и Иран не заменят Zara и H&M в российских торговых центрах
Фото: архив 66.RU
По сравнению с прошлым годом покупателей в российских торгово-развлекательных центрах стало меньше на 20%. Причины тому — кризис, уход с рынка части международных брендов и снятие с проката голливудских фильмов. Сокращаются и доходы населения. Владельцы моллов пытаются адаптироваться к новым условиям, но удается это сделать не всем. Представитель Российской гильдии управляющих и девелоперов, директор мебельного центра «Гулливер» Алексей Караваев в колонке для 66.RU обрисовал перспективы рынка торговой недвижимости в Екатеринбурге.

— Торговые центры до сих пор не смогли заместить бутики западных брендов, которые закрылись после 24 февраля. Локально это где-то происходит: площади занимают мультибрендовые магазины или бренды, которые не так популярны в нашей стране. Поэтому вряд ли индийские, китайские, иранские или белорусские компании способны полноценно занять место Zara или H&M.

На людей действует магия бренда: телефон Apple, мебель из «Икеи», гамбургер из «Макдоналдса». По потребительским характеристикам вещь может не отличаться (или отличаться не сильно), но все равно покупатель выберет футболку от известного бренда, к которому он привык, а не турецкий аналог. Поэтому, если сохранятся каналы поставок, он закажет футболку в интернет-магазине или найдет другие способы: через знакомых и друзей или поездки за границу.

Многим девелоперам будет сложно сменить крупный западный бренд на неизвестную марку. Во-первых, дело в репутации и позиционировании ТЦ, а также ожиданиях покупателя. Во-вторых, как правило, условные Zara или H&M арендуют крупные по площади помещения. Осилят ли такой формат небольшие арендаторы? Есть ли у них подобное разнообразие ассортимента? Вопросы…

От снижения потребительского интереса пострадают владельцы торговых центров. Не исключено, что места ушедших арендаторов, при возникновении обоюдного интереса, займут организации, не обязательно связанные с розничной торговлей, которые по-иному эксплуатируют недвижимость: МФЦ, риелторские агентства и так далее.

С другой стороны, известные марки продолжают поддерживать легенду о скором возвращении и пока не разрывают договоры аренды. Возможно, внешние условия для ведения бизнеса действительно поменяются и вскоре все будет как прежде.

А вот уход «Икеи», которая была одним из якорных арендаторов в «Меге», — это большая потеря. В силу уникального предложения, бренда, формата, культового статуса и устойчивого покупательского пула сложно представить импортозамещенную «Икею». Это слишком сложное предприятие с большим количеством поставщиков, ассортиментом, подходящим людям по дизайну, цене и функционалу. Быстренько сменить вывеску и продолжить работать — невозможно.

О том, насколько популярен у нас шведский ретейлер, можно судить по распродажам, которые по своему характеру напоминают ажиотаж вокруг закрытия «Макдоналдса», когда люди пытались напоследок насытиться «Биг Маками». Так устроен человек.

Однако трафик в ТЦ зависит не только от марок, которые там представлены. Это важная, но не единственная составляющая. Посещаемость снижается из-за того, что не показывают голливудские блокбастеры, а фуд-корты лишаются «Макдоналдса» и KFC (хотя этот фактор не является определяющим, так как общепит в Екатеринбурге разнообразно представлен).

И все же перспективы (радужные или не очень) ТРЦ прежде всего зависят от покупательской способности населения. А она снижается, что бы нам ни говорили руководители государства. То, что можно было купить на среднюю зарплату пять лет назад и сейчас, — это разные наборы. Народ в первую очередь начинает экономить на развлечениях, электронике, одежде и аксессуарах, а уж потом на продуктах и лекарствах. К слову, средний чек и там потихоньку снижается.

Падение доходов — тревожный сигнал для владельцев торговых центров и управляющих коммерческой недвижимостью. На плечики можно повесить другие футболки, а вместо кино показывать музыкальные концерты. А если у людей нет денег, чтобы оплатить товары и услуги, то все это бесполезно. И ни один девелопер с этим ничего не поделает.