Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Врачам обещают деньги за переезд в села, но добиваться их приходится в суде. 6 вопросов главе минздрава

21 февраля 2022, 18:00
Врачам обещают деньги за переезд в села, но добиваться их приходится в суде. 6 вопросов главе минздрава
Фото: архив 66.RU
В области сложился дефицит медицинских работников. Особенно остро этот вопрос стоит в отдаленных сельских территориях. Проблему должны решать в том числе государственные программы «Земский доктор» и «Земский фельдшер», в рамках которых специалисты на пять лет переезжают на работу в села и получают за это от 500 тысяч до полутора миллионов рублей. Однако периодически медикам приходится выбивать законные выплаты у минздрава через суд. 66.RU обращается к министру здравоохранения Андрею Карлову с просьбой объяснить, почему так происходит.

Дефицит кадров

В Свердловской области — дефицит кадров в медицинской сфере. Как рассказывал «Ъ-Урал» председатель областной организации профсоюза работников здравоохранения РФ Сергей Угринов, особенно не хватает хирургов, анестезиологов, акушеров-гинекологов и других узких специалистов. По его данным, в среднем в городах области не хватает от 20% до 40% врачей, в некоторых больницах эта цифра достигает 60%.

Особенно остро стоит вопрос дефицита медперсонала в отдаленных сельских территориях. Так, например, в августе 2021 года губернатор Евгений Куйвашев отметил, что в центральной городской больнице Североуральска для полного укомплектования штата не хватает 123 сотрудников, в том числе 49 врачей.

Как рассказывал в интервью ОТВ министр здравоохранения Свердловской области Андрей Карлов, в каждом городе области жители просят его: «дайте нам врачей, фельдшеров, медицинских сестер».

Деньги за переезд

Чтобы улучшить ситуацию с численностью медиков в отдаленных поселках, врачам и другим медработникам предлагают переехать туда на работу в рамках специальных программ. В Свердловской области с 2012 года действуют две государственные программы:

  1. «Земский доктор», по которой врачам полагается компенсация от 1 до 1,5 млн рублей. Договор заключается на пять лет. Если врач не отработал этот срок полностью, он должен вернуть переплаченную ему сумму. Так, например, если он отработал три года, то он должен будет вернуть 400 тыс. рублей.
  2. «Земский фельдшер». При заключении соглашения на работу в сельской местности фельдшер получит единовременную компенсационную выплату от 500 до 750 тыс. рублей, которую можно получить в срок не позднее 30 дней после заключения соглашения.

Главные требования к специалистам по этим программам:

  • наличие среднего профессионального или высшего медицинского образования;
  • гражданство РФ;
  • переезд и работа в сельской местности в региональном медицинском учреждении;
  • заключение договора на пять лет.

В министерстве здравоохранения Свердловской области сообщают, что выплаты по этим программам предоставляются врачам, фельдшерам, акушерам и медицинским сестрам фельдшерско-акушерских пунктов, которые переехали на работу в сельские населенные пункты, поселки городского типа либо города с населением до 50 тыс. человек.

На сайте Минздрава РФ опубликована информация о том, что за 10 лет работы этих программ в сельскую местность и малочисленные города Среднего Урала переехал 1031 медик. Например, в Североуральск за последние годы переехали десять фельдшеров и семь врачей — они работают в районной больнице. В Гаринском городском округе в труднодоступном селе Андрюшино, где проживает менее 300 жителей, в 2021 году наконец-то появился свой фельдшер. В новый, установленный летом 2021 года, модульный ФАП из Серова приехал медик Сергей Шадрин по программе «Земский фельдшер».

Суды с минздравом

Но иногда медработникам не выплачивают положенные по программе деньги, и им приходится добиваться их через суд. Вот несколько примеров:

  • В июне 2019 года Ольга С. окончила медицинский колледж и устроилась в ГБУЗ СО «Верхнесалдинская центральная больница» по программе «Земский доктор» фельдшером скорой помощи. Ольга подала заявление в региональный минздрав на получение компенсации в размере 500 тыс. рублей, а также 35 тыс. рублей — выплата единовременного пособия на обзаведение хозяйством. Но в декабре в министерстве заявили что для заключения договора ей необходимо пройти переподготовку по направлению «скорая неотложная помощь». Пройдя ее, Ольга вновь обратилась к чиновникам за выплатой, и ей снова отказали. Тогда она подала заявление в Ленинский суд. Он признал незаконным отказ минздрава в выплатах и обязал ведомство заключить договоры о предоставлении единовременной компенсационной выплаты и единовременного пособия на обзаведение хозяйством в размере 500 тыс. и 35 тыс. рублей.
  • В июле 2020 года трое фельдшеров устроились по программе в скорую помощь «Тавдинской центральной районной больницы». После трудоустройства медики обратились за выплатами в 500 тыс. рублей, но региональный минздрав им отказал. Как установили в прокуратуре Свердловской области, медработники соответствовали требованиям программы, оснований для отказа в предоставлении выплат не было. Прокурор направил в Тавдинский районный суд исковое заявление о возложении на региональное министерство обязанности заключить с медицинскими работниками договоры о предоставлении единовременной компенсационной выплаты. Суд исковые требования удовлетворил.
  • Фельдшер скорой помощи переехал в Верхнюю Туру в ноябре 2020 года. Но минздрав отказал ему в выплате положенной компенсации. Тогда медик обратился в прокуратуру Кушвы. Ведомство установило, что «оснований для отказа в предоставлении выплаты не имелось», и направило иск в суд. В итоге минздрав обязали заключить с фельдшером договор о предоставлении выплаты и перечислить ее. Министерство пыталось обжаловать это решение, но безуспешно. Сейчас компенсацию фельдшеру уже выплатили.
  • В феврале 2020 года врач Центра медицины катастроф Татьяна Богавиева начала работать анестезиологом-реаниматологом в Белоярской центральной районной больнице (ЦРБ). Но получить положенные ей 1,5 млн рублей оказалось не так просто — по мнению минздрава, анестезиолог-реаниматолог «не относится к числу тех медработников, которые оказывают первую помощь». В марте 2021 года женщина обратилась в Ленинский суд. Инстанция частично удовлетворила ее требования, обязав министерство выплатить 1,5 млн рублей, а Белоярскую больницу — компенсировать 20 тыс. рублей за моральный вред. Минздрав Свердловской области пытался обжаловать это решение.
    В итоге в январе 2022 года областной суд вынес решение, по которому минздрав обязан выплатить анестезиологу Татьяне Богавиевой 1,5 млн рублей в рамках программы «Земский доктор».

Открытые вопросу министру здравоохранения Свердловской области Андрею Карлову

Андрей Александрович, в связи с повторяющимися случаями отказов медработникам в положенных им выплатах мы просим вас ответить на несколько вопросов. Эти же вопросы мы отправили вам через вашу пресс-службу. Ответы обещаем опубликовать без редактуры.

  1. За десять лет в программах «Земский доктор» и «Земский фельдшер» приняли участие чуть больше тысячи медицинских работников из Свердловской области (население региона — 4,26 млн человек). Для сравнения — в Краснодарском крае (население — 5,68 млн человек) к концу 2020 года минздрав отчитывался о более чем трех тысячах участников программ, которые стартовали в тот же год, что и на Среднем Урале. Как вы оцениваете такие результаты?
  2. Скольким медикам минздрав Свердловской области отказал в получении выплаты по программам «Земский врач» и «Земский фельдшер»? Почему специалистам, которые соответствуют требованиям, отказываются платить?
  3. За время действия программы было несколько случаев, когда медикам отказывали в выплате, и получить ее специалисты смогли только через суд. Анализирует ли минздрав эти кейсы, чтобы в будущем не повторялись ситуации, в которых медику неправомерно отказывают в выплатах?
  4. Не боитесь ли вы, что ситуации, когда медикам приходится месяцами через суд добиваться положенных им выплат, снизят доверие к программам и врачи станут реже в них участвовать?
  5. Сколько медицинских работников сейчас не хватает в сельских населенных пунктах, поселках городского типа и городах с населением до 50 тыс. человек? В каких специалистах больницы нуждаются больше всего?
  6. В 2020 году в регионе не хватало 678 врачей, в 2021 году — уже 800. Особенно остро дефицит кадров ощущается на севере региона. Какие еще меры планирует предпринять минздрав, чтобы сократить дефицит медработников и сколько времени на это понадобится?