Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

В сравнении с «Золотым» на Ботанике: как устроены транспортно-пересадочные узлы в других странах

1 декабря 2021, 10:04
В сравнении с «Золотым» на Ботанике: как устроены транспортно-пересадочные узлы в других странах
Фото: официальная документация проекта
Транспортно-пересадочный узел (ТПУ) «Золотой», ради которого снесли здание аэровокзала «Уктус», в первую очередь затевался как автовокзал с многоуровневым паркингом и перехватывающими парковками, где планировали отдать под торговлю только верхний этаж. «Золотой» должен был заменить устаревший Южный автовокзал и выполнять в первую очередь транспортную функцию. Сейчас же ТПУ все реже называют автовокзалом и все чаще — торговым центром.

В России опыт проектирования и строительства транспортно-пересадочных узлов практически отсутствует. В Москве и Подмосковье программу развития и строительства таких объектов запустили в 2011 году. Причем ТПУ задуманы не просто пересадочными пунктами, а «мини-кварталами» со своей инфраструктурой, включающей офисные здания, рестораны, кафе, магазины и парки.

ТПУ «Северные ворота» в Москве

Согласно данным мэрии Москвы, сейчас в столице функционирует 41 транспортно-пересадочный узел, еще 57 проектов находятся в стадии реализации.

По словам совладельца «Общества «Малышева 73» Игоря Заводовского, «Золотой» в Екатеринбурге станет крупнейшим современным транспортно-пересадочным узлом за пределами Москвы.

В Европе городские пассажирские хабы начали появляться в середине XIX века. Одним из первых примеров ТПУ считается лондонский вокзал Кингс-Кросс. После открытия ветки метро вокзал соединили с подземкой пешеходным переходом. Еще один пример — Центральный вокзал в Амстердаме, построенный в конце XIX века. Ежедневно он принимает около 200 тыс. пассажиров.

Amsterdam Central Station

Автор проекта — архитектор Питер Кейперс.

Изначально транспортный узел Амстердама связывал водный и железнодорожный транспорт. Сейчас комплекс объединяет маршруты международного и междугородного железнодорожного сообщения, аэроэкспресс, метро, наземный, легкорельсовый, водный общественный транспорт и такси. Здесь расположены кафе, рестораны, арт-пространства, магазины и супермаркеты.

В сравнении с «Золотым» на Ботанике: как устроены транспортно-пересадочные узлы в других странах
Фото: с официальной страницы Station Amsterdam Centraal в Facebook

Так вокзал выглядит внутри

Vienna Main Station

Пропускная способность главного вокзала Вены (Австрия) — 268 тыс. пассажиров в день. ТПУ, который открыли осенью 2014 года, объединил все основные маршруты, которые ранее обслуживали разные железнодорожные станции. В состав железнодорожного вокзала входят торговый центр, офисы, рестораны, автостоянка, гостиница, на прилегающей территории построены жилой район и офисные здания.

Kamppi Centre

Автор проекта — финский архитектор Юхани Палласмаа.

Многофункциональный комплекс, расположенный в Хельсинки (Финляндия), совмещает функции транспортного терминала и торгового центра с пассажиропотоком более 100 тыс. человек в день. Комплекс ввели в эксплуатацию в 2006 году. Вместе с торговыми площадями внутри здания расположены офисы и жилые апартаменты. Хаб связывает метро, международные автобусные маршруты, наземный городской транспорт и такси.

Beijing South Railway Station

Автор проекта — британский архитектор Терри Фаррелл.

Южный вокзал Пекина, построенный в 1897 году, реконструировали в 2008 году к летним Олимпийским играм. Это крупнейший в Азии железнодорожный терминал, возведенный по проекту Терри Фаррелла. Комплекс соединяет железную дорогу, линии городской электрички, автовокзал, метро, скоростную железнодорожную ветку. Общая площадь комплекса — 940 тыс. кв. метров. Помимо зала ожидания, рассчитанного на 10 тыс. человек, здесь работают магазины, рестораны, отделения банков.

Berlin Hauptbahnhof

Автор проекта — немецкий архитектор Майнхард фон Геркан.

Центральный железнодорожный вокзал Берлина открыли в 2006 году к старту чемпионата мира по футболу. Его называют самым крупным железнодорожным вокзалом Европы, хаб рассчитан на пассажиропоток в 350 тыс. человек в сутки. Площадь вокзала составляет 70 тыс. кв. метров. Еще 50 тыс. — офисные помещения, 15 тыс. кв. метров — торговые площади и рестораны. Помимо них хаб включает парковку и служебные помещения. На вокзале могут сделать пересадку пассажиры метро, городских электричек, поездов дальнего следования, городских и региональных автобусов.

ТПУ «Золотой»

Впервые совладелец «Общества «Малышева 73» Игорь Заводовский представил проект «Золотого» летом 2016 года на «Иннопроме». Тогда архитектурный облик вызвал массу споров в профессиональной среде.

В сравнении с «Золотым» на Ботанике: как устроены транспортно-пересадочные узлы в других странах
Фото: официальная документация проекта

Так выглядел проект пересадочного узла в самом начале. Тогда он был еще менее «Золотым», чем сейчас.

Позже Заводовский пообещал, что «транспортно-пересадочный узел на «Ботанике» не будет золотым ни по цвету, ни по названию». Однако по факту в проекте осталось и название «Золотой», и золотой фасад, и три слитка золота в основании.

В «Золотом» предполагается разместить торговый центр, соединить станцию метрополитена с остановками городских и междугородних автобусов. На первом уровне трехэтажного здания будут находиться зоны разгрузки для торговых помещений, объекты инженерной инфраструктуры, а также автобусные платформы. На втором этаже разместятся залы ожидания, кассы, магазины и объекты сферы услуг. Проектом предусмотрены две наземные многоуровневые перехватывающие парковки на 5,6 тыс. машин.

В сравнении с «Золотым» на Ботанике: как устроены транспортно-пересадочные узлы в других странах
Фото: официальная документация проекта

А так проект изменился. Хотя в Градсовете выступали против обилия золота. Но оно осталось. Объект обойдется инвестору примерно в 400 млн долларов (около 30 млрд рублей по нынешнему курсу).

Сам Заводовский в интервью 66.RU описывал внутреннее содержание комплекса так: «По сути дела, развлекательная составляющая будет похожа на то, что есть в «Гринвиче». Кинотеатр, фуд-корт, много демократичных, недорогих ресторанов. Детский развлекательный центр».

Автором концепции пересадочного узла и торгово-развлекательного центра «Золотой» стал Владимир Громада, который выполнил для «Малышева 73» проекты всех самых известных торговых центров.

«Все-таки Ботаника — не центр города, и, считаю, наше архитектурное решение — запредельно шикарное для этого места. Это на «Гринвиче» можно было бы оспаривать фасад, а здесь — нет смысла. Можно нанять, например, Нормана Фостера — это суперизвестный архитектор, у которого своя команда и который сделает все от начала до конца. Но, во-первых, это стоит очень дорого; во-вторых, именитые архитекторы очень капризные — не слушают заказчика. Мне лично это не нравится. Такие знаменитости тянут одеяло на себя: мол, мы делаем шедевральную архитектуру. А то, что прозрачное пространство выходит, условно говоря, на внутренние нужники — их не интересует. Я сторонник архитектуры, которая отвечает функционалу», — рассказал Заводовский, комментируя внешний облик проекта и выбор архитектора.

В сравнении с «Золотым» на Ботанике: как устроены транспортно-пересадочные узлы в других странах
Фото: 66.ru

Пока не слишком понятно, каким будет транспортный узел внутри и какую часть займут торговые площади.

В сравнении с «Золотым» на Ботанике: как устроены транспортно-пересадочные узлы в других странах
Фото: официальная документация проекта

Предполагается, что здесь можно будет сделать пересадку между городским наземным транспортом, метро и междугородними автобусами.

В декабре 2020 года студенты из Уральского государственного архитектурно-художественного университета (УрГАХУ) под руководством главного архитектора Екатеринбурга Андрея Молокова разработали девять альтернативных проектов торгово-транспортно-пересадочного узла «Золотой». Многие авторы альтернативных «Золотых» предлагали вписать в концепцию историческое здание аэропорта «Уктус» и настаивали на более спокойных цветах. Однако застройщик остался при своем мнении.