Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

«Гортранс» погасит долги перед энергетиками до конца года. На это потребуются десятки миллионов рублей

19 ноября 2021, 14:36
«Гортранс» погасит долги перед энергетиками до конца года. На это потребуются десятки миллионов рублей
Фото: Антон Буценко, 66.RU
«Екатеринбургэнергосбыт» отказался от идеи отключать объекты МУПа от электричества и заявляет, что «урегулирование находится в достаточно конструктивном русле». Однако «Гортранс» годами генерирует убытки, это значит, что вопрос с долгами снова придется решать за счет вливания бюджетных денег. Еще один вариант — передача автобусов, трамваев и троллейбусов в частные руки — буксует из-за отсутствия финансирования.

Десятки миллионов вернут за месяц

В ноябре «Екатеринбургэнергосбыт» выиграл иск к ЕМУП «Гортранс». Энергетики требовали взыскать с перевозчика 31,17 млн рублей: 30,06 млн — долг за электричество, потребленное в мае, и 1,1 млн рублей — пени за просрочку оплаты за электричество в октябре 2020 — марте 2021 года. Арбитражный суд Свердловской области постановил, что «Гортранс» должен оплатить только неустойку и возместить расходы по оплате госпошлины по иску, поскольку основную сумму долга ответчик возместил.

Это не единственный иск «Екатеринбургэнергосбыт» к муниципальному предприятию, который находится в производстве. Так, в сентябре было подано заявление о возмещении 30,38 млн рублей (заседание назначено на 23 декабря), в октябре — на 30,22 млн рублей (заседание суда назначено на 24 ноября).

Как рассказал 66.RU представитель «Екатеринбургэнергосбыта», иски, которые сейчас находятся в суде, касаются стандартной работы по взысканию дебиторской задолженности.

«На текущее время урегулирование задолженности МУП «Гортранс» перед энергетиками находится в достаточно конструктивном русле. Финансовые средства начали поступать, и специалисты сбытовой компании уверены, что до конца года вопрос будет решен и урегулирован», — сообщили в компании.

В пресс-службе администрации Екатеринбурга 66.RU также заявили, что все долги перед энергетиками «Гортранс» погасит до конца года. Что касается общей суммы задолженности, то ее «Екатеринбургэнергосбыт» готов озвучить позже, поскольку «выполнение обязательств со стороны МУПа находится пока в процессе». По состоянию на 15 сентября долг, накопленный с марта по август, составлял свыше 138 млн рублей.

Ранее по нескольким делам суд прекратил производство. Речь идет о суммах 33,9 млн рублей (иск подан в августе, долг выплачен), 45,93 млн рублей (иск подан в июле, на момент судебного решения долг составлял 3,57 млн рублей, «Гортранс» обязан выплатить эту сумму), 28,87 млн рублей (иск подан в июне, истец от иска отказался).

Помимо «Екатеринбургэнергосбыта» претензии к «Гортрансу» имеет «Т Плюс». По долгу за тепловую энергию в 2021 году суд обязал перевозчика выплатить компании около 50 млн рублей.

Бюджетные вливания vs частный инвестор

Активная работа с задолженностью началась после того, как «Екатеринбургэнергосбыт» предупредил о новых отключениях электроэнергии на объектах «Гортранса». Отключение могло затронуть троллейбусные маршруты, пролегающие по УНЦ и Ботаническому микрорайону. Однако позже руководство компании приняло решение не вводить ограничение режима потребления объектов муниципального предприятия.

В мэрии тогда заявили, что «предпринимают все необходимые меры для решения вопроса с задолженностью предприятия-перевозчика», а губернатор Евгений Куйвашев заверил, что вместе с мэром Екатеринбурга Алексеем Орловым держит ситуацию на контроле.

Вероятнее всего, чтобы решить проблему с долгом, МУП снова придется заливать бюджетными деньгами. По итогам 2020 года «Гортранс» продемонстрировал рекордный убыток за десятилетие — более 546 млн рублей. Вряд ли по итогам 2021 года цифра будет лучше, поскольку ситуация с коронавирусом и связанными с ним ограничениями и дистантом продолжает влиять на пассажиропоток. Так, за первые две недели ноября, на которые пришлись и нерабочие дни, количество пассажиров сократилось на 10–15% по отношению к предыдущему месяцу. В 2020 году пассажиропоток «Гортранса» упал на 20%.

Фото: архив 66.ru

Пассажиропоток до пандемии

Однако интерес к наземному электротранспорту у жителей Екатеринбурга падал и до пандемии, и десятилетиями трамваи, троллейбусы и автобусы города спасали вливанием бюджетных средств (около 600 млн рублей в год), которых не хватало.

В октябре 2021 года стало известно, что на совершенствование системы общественного транспорта в Екатеринбурге потратят 8,6 млрд рублей. Основную долю выделят из бюджета города (7,7 млрд рублей), оставшуюся часть чиновники надеются получить из федеральной и областной казны. Деньги предназначены на обновление автопарка, привлечение перевозчиков на конкурсной основе, ремонт дорог и др. Однако в программе совсем нет упоминания о концессии «Гортранса», о которой говорят уже как минимум пять лет.

Фото: архив 66.ru

Решить проблему обновления парка могла бы передача общественного транспорта в частные руки. Но идею с концессией не могут реализовать с 2017 года.

По факту, чтобы реанимировать убыточный общественный транспорт, его придется передать в частные руки. В 2018 году администрация города, правительство Свердловской области и «Синара» подписали соглашение о сотрудничестве в сфере общественного электротранспорта Екатеринбурга. Однако вопрос до сих пор так и не решен — транспортная концессия уперлась в бюджетное финансирование.