С 25 октября в Свердловской области начинает действовать режим, по которому в ряд общественных мест можно будет попасть только при наличии QR-кода о вакцинации или перенесенной болезни, ПЦР-теста или по документу о медотводе от прививки.
QR-коды заработают в первую очередь для чиновников. «С этой даты все в резиденции и правительстве должны быть привиты от COVID-19 или иметь документ о перенесенной болезни. Срок действия — полгода. В противном случае сотрудник будет отстранен. Это же правило распространяется на муниципальные администрации (при этом специальные помещения для приема граждан должны быть все же предусмотрены везде). Также из-за высоких рисков в перечень войдут музеи, библиотеки, выставочные центры, спортивные объекты», — написал в Instagram губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев.
В департаменте информационной политики Свердловской области уточнили, что ограничения не коснутся профессиональных спортивных клубов и объектов спорта образовательных организаций.
Кроме того, с 8 ноября QR-коды заработают в
- театрах;
- филармониях;
- на концертных площадках;
- кинотеатрах;
- ДК;
- салонах красоты;
- санаториях;
- на базах отдыха.
«С таким предложением выступил региональный Роспотребнадзор. Мы с коллегами его тщательно проработали и согласились. Соответствующий указ я уже подписал. Сейчас рассматриваем и другие объекты и сферы деятельности», — добавил глава региона.
Нововведения коснутся лиц старше 18 лет. Соответствующие изменения в указ уже подписаны.
В списке мест, где будут вводить QR-коды, пока нет ресторанов и кафе.
О том, что все зоны вряд ли будут запускать одномоментно, ранее заявлял заместитель губернатора Свердловской области Павел Креков. «Необходимо создать технические возможности для того, чтобы можно было контролировать нахождение там людей», — отметил он.
В течение двух месяцев все организации сферы обслуживания, образовательные заведения, государственные и муниципальные учреждения в Свердловской области должны вакцинировать сотрудников: до 1 ноября — первым компонентом, до 1 декабря — вторым.
Реакция бизнеса
Ранее представители разных сфер бизнеса выступили против введения QR-кодов и заявили, что считают меру неэффективной. Например, по мнению продюсера Tele-Club Семена Гальперина, введение QR-кодов имеет смысл, если доступ к площадке будут иметь не только вакцинированные и официально переболевшие посетители.
А владелец пироговой «Подсолнухи» Андрей Семенов в посте на Facebook приводит три причины, почему введение QR-кодов неэффективно:
- По его мнению, это не поможет значительно увеличить число вакцинированных. «В упомянутые заведения ходит процентов пять населения города. Из них привьются не все. Многие решат переждать и просто заморозят абонементы и перейдут на доставку / домашнюю готовку», — пишет Семенов.
- Также владелец пироговой «Подсолнухи» пишет, что это не поможет снизить число заболевших. «Я много раз говорил, что основной канал заражения — общественный транспорт. Там люди находятся долго, воздух не вентилируется, расстояние очень близкое, маски есть у считаных процентов. Недавно проехал в трамвае и был шокирован этим. При этом в транспорте ездит 90% городского населения. В ресторанах перегородки, вакцинированный персонал, далекое расстояние, обязательные маски у персонала, вентиляция воздуха».
- В заключение Андрей пишет, что введение QR-кодов убьет отрасль. «Я солидарен с авторами письма губернатору. Мы еще раздаем долги за прошлый год, ресурсов нет никаких. Размер убытков даже от пары недель простоя (а коды — это именно простой, как показывает московский опыт) будет колоссальным».
Ассоциация кулинаров и рестораторов Свердловской области написала открытое письмо губернатору Свердловской области Евгению Куйвашеву с просьбой не вводить в регионе QR-коды для посещения общественных мест.
«Данную меру для предприятий отрасли можно сравнить с «контрольным выстрелом», поскольку посетители вряд ли будут получать дополнительный разрешительный документ в виде QR-кода для того, чтобы зайти в кафе выпить чашку кофе или на обед. По статистике, во время введения подобной меры в Москве летом 2021 года загруженность залов, в которые можно было попасть только при наличии QR-кода, составила не более 10%», — заявили авторы письма. Новые ограничительные меры будут означить «фактическое введение локдауна», — считают они.
К рестораторам присоединились члены Союза операторов фитнес-индустрии Свердловской области и Ассоциации операторов фитнес-индустрии.
Они предложили собственные антикоронавирусные меры:
- открывать на своей территории пункты вакцинации;
- разработать программы реабилитации для переболевших;
- предоставлять скидки вакцинированным;
- привить всех своих сотрудников;
- увеличить количество санитайзеров и антисептиков.