Администрация Екатеринбурга выступила за сохранение аэровокзала «Уктус» — чиновники готовы обсуждать вариант организации в здании культурного центра района.
«Департамент градостроительства согласен с позицией, касающейся обеспечения важных условий комплексного и устойчивого развития Екатеринбурга. Сейчас департамент проводит мероприятия по оценке объемно-пространственного и архитектурно-планировочного потенциала развития Екатеринбурга, а также разрабатывает нормативные документы, которые в дальнейшем смогли бы создать эффективный механизм регулирования архитектурно-проектной деятельности с учетом необходимости создания комфортной среды», — говорится в официальном ответе мэрии представителям ТОС «Ботанический».
Также в документе отметили, что в 2015 году администрация Екатеринбурга и ООО «Гран 2008» (инвестор, аффилирован с «Малышева 73») заключили договор о развитии застроенной территории в районе улиц Крестинского — Академика Шварца — Белинского. Здание аэровокзала «Уктус» в эти границы не входит.
При этом ранее в мэрии отмечали, что «окончательно судьба [здания] должна решиться при проектировании второй очереди торгового центра, а этот проект в администрацию города застройщик пока не предоставлял».
Площади, о которых идет речь, принадлежат Управлению государственного авиационного надзора по Уральскому округу — дочерней структуре федерального Минтранспорта, то есть государству. На месте аэропорта планируют построить новый транспортно-пересадочный узел, в который войдет автовокзал. Стоимость масштабного проекта оценивается в 400 млн долларов. На бывшей производственной площадке Уральского завода гражданской авиации к 2023 году появится торговый центр, который в народе назвали «Золотой», наземная перехватывающая парковка и две многоуровневые. В проекте предусмотрены остановки городской электрички, следующей из аэропорта Кольцово и МВЦ «Екатеринбург-ЭКСПО».
Обращения с просьбой отреставрировать здание аэровокзала «Уктус» и организовать в нем культурный центр района инициативная группа «Мирные жители» отправляла губернатору Евгению Куйвашеву и главе Екатеринбурга Алексею Орлову. Для этого они попросили внести его в стратегию социально-экономического развития Чкаловского района до 2023 года.
Ранее в ДИП 66.RU рассказывали, что получили обращение от «Мирных жителей» и рассмотрят его. Также там предоставили комментарий главы свердловского отделения «Всероссийского общества охраны памятников истории культуры» Людмилы Михайловой, которое, по всей видимости, соответствует и позиции ДИПа.
«Здание аэровокзала «Уктус» типично для объектов общественного назначения времен 1935–1950 годов. В нем нет уникальных или ценных архитектурно-художественных элементов. Кроме того, оно полностью утратило свою историческую функцию организации пассажиропотока и управления полетами. Летное поле сегодня застроено современными многоквартирными домами, его территория разделена улицами и дорогами. Без летного поля значение исторической подлинности здания не высоко. Как самостоятельный объект здание аэровокзала большого интереса для истории, социальной культуры и науки не представляет», — говорила она.
- Аэропорт Уктус построили в Свердловске в 1937 году. Он принимал и отправлял самолеты в населенные пункты региона и в другие города — Магнитогорск, Челябинск, Москву, Омск и Иркутск. В середине 50-х дальние рейсы перенесли в Кольцово, а в 1986 году гражданский аэропорт выселили с Уктуса под Арамиль. Здание относят к постконструктивизму — короткому временному промежутку с 1932 по 1936 год, который выделил советский историк Селим Хан-Магомедов. Старший научный сотрудник Музея Москвы Александра Селиванова отмечает, что ценность «Уктуса» — в его отличной сохранности, благодаря которой здание можно использовать для любой цели — от открытия музея или детского центра до стилизованного ресторана.
- В 2019 году общественники обратились в Управление госохраны ОКН с просьбой признать аэровокзал объектом культурного наследия. Управление отказало им на основании экспертизы.
- Специалисты, которые ее проводили, не нашли ничего примечательного в постконструктивистской постройке — «общий объем здания утилитарен», «интересных декоров фасада или интерьеров здание не содержит».
- Первый камень в основание нового ТЦ — несколько «золотых» слитков — заложили в фундамент год назад, в январе 2020-го. Тогда же представили внешний облик ТЦ. Внешним видом ТПУ занимался Владимир Громада, а изначальную концепцию разработало британское бюро Dyer.