Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Тагильская общественная организация пытается остановить стройку нового мусоросортировочного комплекса

2 марта 2021, 10:00
Тагильская общественная организация пытается остановить стройку нового мусоросортировочного комплекса
Фото: архив 66.ru
Руководитель «Экоправа» Андрей Волегов считает, что нет смысла строить убыточные мусоросортировочные комплексы и надо переходить сразу к переработке. В министерстве энергетики и ЖКХ уверяют, что мощностей для переработки у региона достаточно, а без завода по сортировке отходов система работать просто не будет.

Мусоросортировочный комплекс должен был появиться в Нижнем Тагиле в 2020 году и стать «первым и суперсовременным» заводом в Свердловской области, построенным в рамках нацпроекта «Экология». Концессионное соглашение с «Облкоммунэнерго» (через ПАО «СУЭНКО» им владеет «Корпорация СТС», бенефициары — бизнесмен Артем Биков и Алексей Бобров) заключили в 2018 году. Но из-за сложности со статусом земельного участка сроки сдвинули до конца 2022-го. 24 февраля 2021 года компания объявила тендер на строительство «под ключ» полигона и мусоросортировочного комплекса за 3 млрд рублей.

Производительность будущего завода оценивается в 185 тыс. тонн отходов в год в течение не менее 25 лет. Инвесторы собираются заработать на сборе, транспортировке и утилизации отходов около 23 млрд рублей. Прототип будущего тагильского завода — аналогичный комплекс в Тюмени, который также контролирует предприятие Боброва и Бикова.

Однако строительство мусоросортировочных комплексов уже встречало сопротивление местных жителей. Так, например, было в Красноуфимске, где активисты выходили на митинги и писали письма президенту Владимиру Путину. Противники мусоросортировочного комплекса в Тагиле опасаются, что город просто превратится в помойку. Вместо этого нужно строить заводы по переработке мусора. С таким предложением, например, выступил руководитель общественной организации «Экоправо» Андрей Волегов. В беседе с корреспондентом 66.RU он рассказал, почему, по его мнению, нынешняя затея муниципалитета и концессионера бессмысленна и что нужно делать, чтобы выполнить экологические поручения президента.

  1. Мусоросортировочные заводы нерентабельны. По словам Волегова, он обращался к специалистам по всей России. В частности, переговорил с руководством транспортных компаний, у которых есть свои мусорные полигоны. «Их мнение заключается в том, что мусоросортировочные комплексы нерентабельны. Я нашел компанию, которая стояла у истоков строительства мусоросортировочных комплексов в Москве и Московской области. Они подтвердили, что средства на объекты идут огромные, а прибыли те не приносят. Но у Москвы большой бюджет и она может себе позволить такое расточительство», — заявляет общественник.
  2. Мусороперерабатывающий завод в два раза дешевле мусоросортировочного. Андрей Волегов заявил, что у него есть выход на технологов-строителей, которые могли бы спроектировать и построить перерабатывающий завод, но нужно найти инвестора. Им могли бы стать УГМК или РМК. По словам активиста, такое предприятие выйдет в плюс за 2 года и 4 месяца.
  3. Жителям Тагила придется оплачивать содержание завода. Андрей Волегов отмечает, что около 320 рублей, которые заложены в плату за вывоз мусора, — это инвестиционная составляющая в строительство мусороперерабатывающего завода в Краснотурьинске. «Этим заводом жители Тагила пользоваться никогда не будут. Получается, что все 350 тысяч жителей просто дружно скидываются на завод для северян. После того как построят наш завод и концессионер отдаст его муниципалитету, он ляжет на бюджет города. И налогоплательщики будут содержать это бремя», — считает активист.
  4. Мусороперерабатывающий завод даст городу деньги. По словам главы организации «Экоправо», завод по переработке в перспективе может приносить доход до полумиллиарда, который можно тратить на решение экологических проблем города и на поддержку малоимущих слоев населения.
  5. Нужно просто сортировать мусор. Волегов считает, что достаточно ввести раздельный сбор мусора, как в Первоуральске (там его делят на органику и неорганику), и можно сразу переходить к переработке. Поскольку в этом случае жители будут меньше платить за вывоз мусора, то будут сортировать отходы: «Для этого много не надо — достаточно, чтобы местная администрация закупила контейнеры, после этого с управляющими компаниями можно будет перезаключить договор, чтобы забирали мусор не по нормативу, а по факту».
  6. Нужно построить пробную линию. Волегов считает, что за 20 млн рублей можно было бы построить небольшую перерабатывающую линию, например, на село. Это ноу-хау можно было бы продвигать по всей стране, считает общественник: «Когда все проработаем на примере такой небольшой линии, когда инвестор увидит, как все работает, бизнес сам сможет решать, вкладываться ли в комплексы в крупных городах».


Андрей Волегов говорит, что он против митингов или выступлений. По его словам, это должен быть конструктивный диалог с властями, который, по его словам, он ведет с начала мусорной реформы. Однако положительного отклика не было. Также активист заявляет, что выходил со своими замечаниями в «Облкоммунэнерго», но ответа так и не получил.

В «Облкоммунэнерго» 66.RU рассказали, что Андрей Волегов входит в состав рабочей группы по реализации реформы обращения с ТКО в Нижнем Тагиле и задавал вопросы как от себя лично, так и от жителей города. «Мы отвечали на все вопросы, которые входят в нашу зону ответственности, — касались проекта мусоросортировочного комплекса и полигона, его воздействия на окружающую среду, строительства площадок накопления ТКО, — рассказали в компании. — В Нижнем Тагиле мы проектируем и будем строить мусоросортировочный комплекс и полигон в рамках концессионного соглашения, заключенного с администрацией Нижнего Тагила, и согласно утвержденной территориальной схеме обращения с отходами на территории Свердловской области».

Что касается заявления об убыточности мусоросортировочных заводов, то в «Облкоммунэнерго» сообщили, что не готовы комментировать такое утверждение: «У нас нет информации и расчетов, на которых А. Н. Волегов основывает свои утверждения. Мы не беремся комментировать его мнение».

Заместитель министра энергетики и ЖКХ Свердловской области Егор Свалов в беседе с корреспондентом 66.RU заявил, что в Свердловской области достаточно перерабатывающих мощностей и они не загружены наполовину. «Чтобы что-то переработать, нужно этот мусор отсортировать. У нас не хватает сырья, которое мы имеем в ТКО. Сортировочный комплекс — это то, что позволяет в дальнейшем с мусором работать и его перерабатывать», — отмечает замминистра.

Что касается инициативы организации «Экоправо», просто поставить дополнительные контейнеры будет недостаточно. «Только пластика у нас семь видов. Вы будете с бутылки из-под воды снимать этикетку, откручивать крышки? Мусоросортировочный комплекс крайне необходим, чтобы уменьшить количество мусора, который пойдет на захоронение. В переработку нельзя пустить смешанное ТКО», — подчеркивает Свалов.

  • Ввести такую систему в Свердловской области уже пытались. В 2017 году губернатор Евгений Куйвашев подписал постановление о раздельном сборе твердых коммунальных отходов. Документ предполагал, что жителям с 1 января 2019 года придется разделять мусор на семь типов. Ожидаемо ничего не заработало.
  • Аналогичный тагильскому мусоросортировочный комплекс планируют построить и в Екатеринбурге. Полигон «Северный» — единственный, куда сейчас свозят мусор, и, по разным оценкам, его мощностей хватит максимум на четыре года. Его планируют расширять, но в глобальном смысле это проблему не решит.
  • Комплекс по сортировке и захоронению мусора в Екатеринбурге будет стоить дороже 10 млрд рублей. Власти уже даже начали поиск концессионера, но в феврале федеральный экооператор через Федеральную антимонопольную службу заблокировал процесс.
  • По данным издания «Октагон», губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев неофициально пообещал, что концессионерами строительства нового мусоросортировочного комплекса станут структуры бизнесменов Артема Бикова и Алексея Боброва. Контролируемая ими компания «Рифей» уже сегодня — регоператор по Северной зоне, куда входит, в частности, второй по величине город области Нижний Тагил.
  • Один из участников конкурса на концессию — холдинговая компания «Экологические системы» — учредитель ООО «Тюменское экологическое объединение», компании «Рифей» и ООО «Экологические системы».