Благоустроить лесопарк поручил губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев в 2017 году, когда принял участие в велопрогулке «Тур де Шарташ». Предполагается, что в парке отремонтируют дороги, обособят велосипедные дорожки и сделают пешеходные маршруты. Массовые и шумные активности сконцентрируются у входных узлов за границами лесопарка, где построят инфраструктуру гостеприимства — кафе, пункты проката, автостоянки и туалеты. Разработкой мастер-плана по созданию «Регионального рекреационно-оздоровительного кластера «Шарташский лесной парк», который был представлен губернатору в ноябре этого года, занималась архитектурная мастерская «Городское планирование».
С 2018 года в части парка прокладывают вело- и пешеходные дорожки. Уже с того момента у общественников, урбанистов и рядовых пользователей соцсетей стали возникать вопросы к благоустройству. После публикации деталей мастер-плана вопросов стало еще больше.
Весь процесс благоустройства должен занять 10 лет. Но это при условии, что будут найдены деньги. Мы приехали в парк, чтобы директор смог ответить на вопросы горожан.
Зачем вообще в лесопарке заборы, еще и такие некрасивые? (На днях пользователь группы «За наш Шарташ!» Алексей Ташлыков опубликовал фото устанавливаемого в парке забора. «Согласно контракту будет установлено 346,48 метров забора. Вот такое вот благоустройство», — подписал он снимки. Комментаторы под этим постом назвали забор «оградками» и призывали «тормозить» такое благоустройство.)
Артур Зиганшин:
«Не готов комментировать с технической точки зрения, так как я не прораб — для этого у заказчика есть своя подрядная организация. Мы, конечно, сопровождаем все процессы по благоустройству, но в целом у меня более широкие цели и задачи. Но, на мой взгляд, это все высасывание проблемы из пальца. Ее здесь нет.
Фото: Григорий Постников, 66.RU |
---|
Я был в лесопарке «Горкинско-Ометьевский лес» в Казани. Очень классный парк, один из лучших в стране. И там тоже на одном отрезке есть такой забор. Прежде всего такие вещи предусмотрены в целях определенной безопасности в этом месте. Критика забора — это повод, чтобы в очередной раз поднять хайп и попытаться сюда за уши притянуть все вместе и в кучу. И да, его длина будет всего 52 метра, а не 340, как пишут в социальных сетях.
Фото: Григорий Постников, 66.RU |
---|
Хочется напомнить, что в 2018 году проводились общественные обсуждения реновации лесопарка, где мог принять участие любой желающий. В 2020 году я начал проводить публичные обходы и встречи с горожанами и СМИ, приглашаю всех желающих обсудить все, что происходит на территории. Вот и сегодня такой обход, только редко кто приходит, сегодня только вы. Мы знаем всех этих деятельных товарищей, кто активно качает ситуацию в негативном свете. Конечно, есть люди, которые высказываются объективно, у них есть предложения, вопросы, замечания, и я стараюсь быть максимально открытым и доступным для всех всегда, я готов разговаривать, если есть конструктив, а не оскорбления и проплаченный хайп, и такие случаи, кстати, тоже были. Я сторонник соучаствующего проектирования — это процесс проектирования с вовлечением жителей, местных сообществ, активистов, представителей административных структур, локального бизнеса, инвесторов, представителей экспертного сообщества и других заинтересованных в проекте сторон для совместного определения целей и задач развития территории, выявления истинных проблем и потребностей людей, совместного принятия решений, разрешения конфликтов и повышения эффективности проекта».
Зачем в парке нужен гранитный 200-метровый бордюр, который отрезает подходы к озеру? И почему он такой дорогой? (Руководитель регионального антикоррупционного центра «Трансперенси Интернешнл» Екатерина Петрова обратила внимание, что весь гранитный бордюр в лесопарке длиной 550 метров будет стоить 2,6 млн рублей. «Это стоимость всего этого бордюра, длина скамейки будет примерно 200 метров — это около миллиона рублей», — написала Петрова в Facebook. При этом она назвала сомнительным само решение поставить в лесу, вдоль дороги общего пользования, гранитный бордюр, который отрезает подходы к озеру.)
«В этом месте, на южном берегу Шарташа, всегда бывали подтопления. Когда на Шарташе шторма, перемывало волнами дорогу. Вода уходила в сторону поселка Пески. Там до сих пор заболоченная местность. Было принято решение поднять в этом месте уровень велопешеходной дорожки, плюс обезопасить саму дорожку бордюром высотой 600 мм, но с учетом стяжки и асфальта — поменьше. Но это лишь на этом небольшом участке.
Фото: Григорий Постников, 66.RU |
---|
Предполагая, что посыплется шквал критики, мы долго думали, как же нам его обыграть. Встречались с Тимуром Абдуллаевым (бывший главный архитектор Екатеринбурга, — прим. 66.RU), он предложил покреативить: красиво обыграть бордюр скамеечками, вазончиками, лежаками. Чтобы люди, которые все равно там будут сидеть, сидели не на голом граните, а на деревянных покрытиях. Разработали четыре модуля, примерили, сейчас временно убрали. Когда на баланс примем и начнем территорию обслуживать в качестве управляющей компании, думаю, мы к этой идее вернемся.
Поймите, изначально идея была не в том, чтобы это была скамейка, а в том, чтобы попробовать это техническое решение усовершенствовать. Я сам был свидетелем, когда у нас рыбаки на этом гранитном поребрике сидят, подложив пакетик или подушечку, и рыбачат. Людям нравится. Кому-то не нравится, невозможно удовлетворить всех. О скамейке мы бы могли вообще ничего не говорить. Но мы специально растиражировали это, и сейчас об этом уже везде восхищенно говорят: «О, на Шарташе будет самая длинная скамейка!» Формирование позитивной повестки — тоже часть нашей работы.
Фото: Григорий Постников, 66.RU |
---|
Стоимость около миллиона? Не знаю, кто и где эти цифры взял. Есть стоимость установки самого гранита — в рамках строительства велопешеходной дорожки. Есть стоимость модулей, которые мы разработали с архитектурным бюро. Я на калькуляторе посчитал, сколько на эту длину — 200 метров — будет стоить закупить обычных парковых скамеек. Получилось, что наши модули будут стоить вдвое дешевле, даже с учетом гранитного бордюра».
Почему детские площадки так сильно отличаются от того, что было в проекте? (На рендерах детская площадка выглядела так)
Фото: предоставлено 66.RU Артуром Зиганшиным |
---|
«Здесь соглашусь, не буду кривить душой. Мне не нравится внешний вид, материалы, конструкции, кислотные кричащие цвета. Считаю, что такая площадка может иметь место во дворе на городской территории, а здесь мне бы хотелось видеть какие-то более подходящие решения. Отличная площадка у «МЕГИ».
Фото: Григорий Постников, 66.RU |
---|
Когда я в 2018 году готовил презентацию для конкурса на пост директора, говорил о том, что по всем стандартам на такой территории должны быть четыре категории детских площадок: от 0 до 3 лет, от 3 до 7, от 7 до 12 и от 12 и выше. Эти стандарты прописаны в рекомендациях «Дом.РФ» и брались мной за основу. А сейчас мы видим, что площадки стоят только для детей от 0 до 3. То есть моему семилетнему сыну на них уже неинтересно. Уверен, впоследствии мы поставим дополнительные площадки.
Фото: Григорий Постников, 66.RU |
---|
Неоднократно говорил, что на момент моего назначения проект уже был разработан и жил своей жизнью. Хватать шашку и говорить, что все неправильно? Я бы так не смог выстроить отношения с руководством и участниками этого проекта. Мне тоже не все нравится, это нормально, но я не ищу виноватых. Надо работать, а не крайних искать. Будем постепенно ставить новые площадки, для других категорий наших маленьких гостей.
Фото: Григорий Постников, 66.RU |
---|
Это место нужно будет несколько лет доводить до ума. Мы получили детскую и спортивную площадки, но на пустыре. И картинка получилась не совсем комфортная. Тут нет освещения, и как людям сюда попасть в зимний период? Сейчас сюда ходит только пару человек, мы ежедневно видим маму с ребенком».
Зачем вообще нужна урбанизация парка? Ведь это его погубит! (Такие претензии публикуются почти под всеми постами в соцсетях о благоустройстве Шарташа.)
«Эта территория была достаточно урбанизирована всегда, с дореволюционных времен. Долгое время на северном берегу озера Шарташ стояло единственное старообрядческое село под названием Шарташ. Современная история озера Шарташ началась в двадцатом веке, когда на южном берегу озера появилось маленькое поселение Пески. А в тридцатых годах немного восточнее берега озера Шарташ появился поселок Изоплит, где построили фабрику по изготовлению изоляционных торфяных плит. Помимо этого, в лесу размещались дачи, частные дома, санатории, турбазы, дома отдыха, медучреждения, детские садики. Но почему-то все воспринимают так: пришел Зиганшин и решил весь парк перекроить и перестроить. Никто из тех, кто такие тезисы выдвигает, не знакомились, я уверен, с историей, мастер-планом, не знакомились с ранними моими высказываниями о реновации парка.
Фото: Григорий Постников, 66.RU |
---|
Задача, которую поставил Евгений Владимирович Куйвашев, — создать на территории лесопарка и прилегающих территориях региональный рекреационно-оздоровительный кластер. Здесь не может быть речи о застройке жильем, о вырубке леса. Естественная природа — главная ценность. Мы создаем условия для безопасного комфортного отдыха, занятий физкультурой, спортом, оздоровлением. А сохранение природного равновесия и разнообразия сложившихся ландшафтов будет приоритетным в принятии любых решений».
Зачем в парке нужны красные велодорожки, если там ездят автомобили? И почему такие узкие тротуары? (Общественный деятель Алексей Беззуб назвал пять причин нецелесообразности проекта велодорожек в Шарташском парке стоимостью 360 млн рублей. У него было пять основных претензий: узкий тротуар рядом с велодорожкой; уклон идет в сторону тротуара, значит, на нем или рядом с ним будут постоянные лужи; из-за небольшой ширины уборочная техника на тротуар не зайдет; слишком дорогие гранитные бордюры; уже есть дорога, можно ее приспособить для велосипедистов и пешеходов, не тратить деньги на новую.)
«Городская улица Отдыха с автомобильным движением здесь существовала с прошлого века. Пока автомобили по западной части парка свободно ездят, обращаю внимание, в нарушение установленных запрещающих знаков, людям это непонятно и небезопасно, приходится постоянно оборачиваться. Как только будут закончены все строительные работы, движение будет перекрыто, новые шлагбаумы уже установлены, станет лучше и комфортнее. При этом повторюсь, что восточная часть парка закрыта для автомобилей с 2018 года. Ширина… Не скажу, что дорожка слишком широкая или узкая, комфортная. Общая ширина 7 метров — 3,5 для пешеходов, 3,5 для велосипедистов, плюс технологический тротуар 0,75 м. Дорожные знаки уже стоят, разметку сделали еще осенью.
Фото: Григорий Постников, 66.RU |
---|
Нам нужно усилить работу по уборке, потому что сейчас по дорожкам некомфортно гулять. У меня во дворе даже зимой чистый асфальт на тротуаре — каждое утро выходят дворники и метут. Будем чистить нашу велодорожку круглогодично. А в местах, где нет асфальта, например на тропе здоровья, должна идти очистка снегоотбрасывателями или вручную. Работы много».
Когда уже запретят движение автомобилей?
«На встрече с Евгением Владимировичем в ноябре мы говорили о том, что на полноценную работу управляющей компании — оператора кластера, нам необходимо увеличить бюджет, расширить полномочия. Для примера: содержание Центрального стадиона ежегодно обходится в 250 млн рублей.
Фото: Григорий Постников, 66.RU |
---|
Так, например, 19,5 млн в год необходимо тратить на охрану территории кластера, как говорят спецы, выставить первый рубеж безопасности. Эта система, которую не внедрить за один день, ведь территория кластера огромная, более 3000 га, растет посещаемость. Летом этого года мы фиксировали 13-14 тыс. человек в день. Мы планируем перекрыть все въезды на территорию парка, установить 4 КПП (это будет не просто будка с табуреткой, где сидит человек и выборочно кого-то за деньги пускает, как это было до меня), будет регламентировано движение автомобилей, уже сейчас внедряем группы быстрого реагирования и планируем наращивать их число. Однозначно должны работать спецы, с полномочиями и опытом. Помимо этого, будет вестись патрулирование отдаленных участков лесопарка. На автомобиле не везде можно проехать. Очень часто сюда заезжают и квадроциклы, и снегоходы, и мотоциклы, и какие-то машины непонятные. ЧОП должен быть оборудован такой же техникой, включая даже коптеры.
Фото: Григорий Постников, 66.RU |
---|
Помимо этого, речь идет о дооснащении всей территорий видеонаблюдением, тревожными кнопками, начнет круглосуточно работать оперативный центр, куда будет поступать вся информация. В центре будут работать круглосуточном режиме оперативные дежурные, которые будут контролировать территорию и распределять группы быстрого реагирования (ГБР)»
Фото: Григорий Постников, 66.RU |
---|
Пока за сохранностью бронзовых мамонтов следят подрядчики. До конца года они сдадут объект министерству природы, и охрана площадки станет головной болью управляющей компании. |
Когда в парке уже произойдут обещанные изменения?
«По времени реализация мастер-плана — 10 лет. Ведь мало построить вело-пешеходный маршрут и провести локальное благоустройство территории лесопарка, необходимо развивать и наполнять новыми сценариями и смыслами всю территорию кластера, вовлекать бизнес в развитие. Будем двигаться так: сначала заведем сюда якорных инвесторов, которые раскрутят маховик. Это огромные инвестиции — «Баден-Баден» и другие проекты, где инвестиции исчисляются сотнями миллионов рублей. А потом, когда эта платформа будет создана, потянется сюда и микробизнес. Еще раз особо отмечу, что ни один, ни один проект в составе мастер-плана не предполагает вырубку деревьев!
Фото: Григорий Постников, 66.RU |
---|
На этом пустыре появится «Баден-Баден» — термальные постоянно подогреваемые бассейны и открытый плавательный бассейн. «Главной фишкой будет уникальная архитектура. Если нам удастся воплотить облик, это будет одна из доминант в городе, наряду с офисом-«ананасом» РМК. Инвесторы находятся на низком старте, если все нормально пойдет, объект будет готов в середине 2023 года», — рассказал Артур Зиганшин. |
Оператор кластера — Управляющая компания — должен дальше содержать и развивать парк, создавать условия для инвесторов, чтобы им было интересно вкладываться. Пока они очень неохотно смотрят на кластер, потому что видят, что немногое поменялось. Хотя в моем понимании изменения колоссальные. Инвесторы говорят, что в первую очередь парк должен быть безопасен — любые инвестиции должны быть защищены. Помимо этого, у арендаторов, которые хотели бы сюда зайти, нет электричества, газа, канализации — ничего. Нет инфраструктуры. Есть только лес.
Все, что было построено еще в советские годы, уже разрушено и навсегда утрачено. Наша задача — создать необходимые условия для привлечения резидентов и частных инвестиций, наполнить парк новыми событиями и смыслами, например, хотим создать региональный эколого-просветительский центр и на его основе внедрять раздельный сбор мусора и прививать культуру, проводить образовательные процессы.
Фото: Григорий Постников, 66.RU |
---|
В парке должен появиться платежеспособный контингент. Разговаривали с ребятами, которые хотят ставить общепит, фудтраки, кофемашины. Говорят: пока контингента и спроса нет. Летом люди привыкли тащить все с собой — пиво, уголь, мясо. Даже воду не покупали. Моя жена постоянно спрашивает, когда уже в парке можно будет комфортно и интересно проводить время семьей с детьми. Ведь на сегодня в парке негде поесть, негде сходить в туалет, негде отдохнуть, ребенку поменять памперс. Все это будет наша работа на следующих этапах.
Фото: Григорий Постников, 66.RU |
---|
Пока этим занимаюсь я, но чтобы развивать кластер и привлекать инвесторов профессионально, системно, чтобы рождались интересные проекты, идеи, ивенты, должна быть отдельная структура. При создании Управляющей компании необходимо будет сформировать команду и штат сотрудников по профильным направлениям деятельности, так как грамотное администрирование и менеджмент позволят добиться успеха и поставленных целей. Поэтому чтобы прийти к конечной цели, нам нужно увеличивать штат людей. Сейчас у нас 12 человек, для примера в ЦПКиО — 130. Мы справимся 44-мя. Это сотрудники парка, инспекторы, технический персонал, завхозы, которые будут контролировать уборку, плановое проведение осмотров площадок и их ежедневное обслуживание, а еще юристы, бухгалтерия, руководители проектов и другие специалисты. Чтобы заполучить квалифицированных людей, им нужно платить. Сейчас у нас средняя зарплата в учреждении 25 тысяч рублей. Это я альтруист, а всем людям нужно семьи кормить.
Бюджет управляющей компании должен быть увеличен, и об этом мы тоже говорили с губернатором на встрече. Думаю, все будет хорошо. Уверенность придает то, что Евгений Владимирович поддерживает проект, постоянно интересуется как продвигаются дела. На состоявшейся недавно встрече похвалил всю команду, которая работает над проектом.
Фото: Григорий Постников, 66.RU |
---|
Самое главное сейчас создавать так необходимую инфраструктуру гостеприимства: входные узлы с парковками, инфо-центрами, кафе, пунктами проката и туалетами. Создавать пляжи. Возродить экскурсионный и прогулочный транспорт на озере Шарташ.
Помимо этого необходимо сохранить и развивать то, что уже построено. Привлечь сюда спортсменов, детишек. Есть два новых футбольных поля, они должны быть в свободном доступе. Но мы хотим, чтобы в определенные дни здесь работала детская футбольная школа. Хочешь сам позаниматься с тренером или ребенка отдать — какую-то копеечку заплатишь. Я очень аккуратно говорю о таких идеях, потому что очень много критики слышу в части того, что все здесь будет платно, все позакрывают. Все будет бесплатно! Но если хотите допуслуги, нужно будет доплатить.
Фото: Григорий Постников, 66.RU |
---|
Нам необходимо поставить 11 туалетов, по потокам людей и СНиПам просчитали. Это должна быть не просто кабинка, а многофункциональный комплекс, мужской и женский, комната матери и ребенка и комната для маломобильных групп.
Фото: предоставлено 66.RU Артуром Зиганшиным |
---|
Чтобы один такой комплекс поставить, нужно порядка 3-4 млн рублей. Конечно же, не одномоментно будем ставить, а по мере поступления денег. Плюс какие-то вещи будем делать с помощью инвесторов. Мы понимаем, что с бюджетом сложно».