Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

К ЧМ-2018 построили Центр управления перевозками за 24 млн. Но он до сих пор не работает, как должен

23 ноября 2020, 08:00
К ЧМ-2018 построили Центр управления перевозками за 24 млн. Но он до сих пор не работает, как должен
Фото: Настя Кеда, 66.ru
Созданный за 24 млн рублей Центр управления пассажирскими перевозками запустили к чемпионату мира по футболу, однако авторы новой транспортной системы не заметили его работы и предложили создать новый. А светофоры, которые должны были поумнеть еще в 2017 году, работают только по прописанным сценариям, вне зависимости от реальной ситуации на дорогах. В администрации объяснили это тем, что прошлый мэр и его команда перенесли, а по сути, заморозили транспортную реформу.

Транспортную реформу в Екатеринбурге безуспешно пытаются провернуть с 2016 года. Для этого был создан Центр управления пассажирскими перевозками (ЦУПП) — на его разработку потратили 24 млн рублей. Главная задача центра — стопроцентный контроль за пассажирскими перевозками — время выхода на маршруты, расписание и т. д. Однако центр управления — только один из этапов внедрения умной системы управления общественным транспортом. В рамках усовершенствования транспортной системы должны были появиться умные светофоры, которые бы отдавали приоритет общественному транспорту, а также умные остановки, выделенные полосы по новым маршрутам.

По сути, ЦУПП в полной мере не заработал. Во всяком случае, разработчики новой транспортной реформы, потратившие на свои исследования год и 9,35 млн рублей, заявили, что необходимо создать единый центр управления перевозками, который будет контролировать качество услуг, корректировать маршруты, следить за пассажиропотоком и соблюдением расписания. Это те задачи, которые стоят перед созданным четыре года назад центром.

Вторая, пока до конца нереализованная, мечта — умные светофоры. Это система управления дорожным движением, которая состоит из камер и датчиков движения. Они в режиме реального времени оценивают загруженность перекрестков.

Эволюция управления сигнальными устройствами выглядит так:

  1. Рассчитывает человек. Исходя из этого, люди непосредственно на месте программируют оптимальный режим работы.
  2. Рассчитывают датчики. Информация передается на пульт управления. Диспетчер, если требуется, вручную изменяет режим работы.
  3. Рассчитывают датчики, но автоматическая система управления дорожным движением сама просчитывает интервалы «зеленого», оценивая интенсивность трафика и подстраиваясь под него.
  4. Рассчитывает специальная программа за счет компьютерного моделирования дорожной ситуации и предлагает наилучший вариант, как справиться с трафиком. При этом светофоры перенастраивает тоже компьютер.

Пока Екатеринбург застрял где-то между вторым и третьим пунктами.

В октябре 2020 года в эфире «Авторадио» глава МБУ «Центр организации движения» Данил Меркулов рассказал, что интеллектуальная система светофоров работает только по прописанным сценариям, вне зависимости от ДТП и раскопок. «Для каждого перекрестка есть заранее разработанные сценарии работы. На некоторых перекрестках таких сценариев за сутки меняется до 30. Это продиктовано в первую очередь требованиями безопасности. Во-вторых, все светофоры находятся в режиме координации: на одном перекрестке поток транспорта пропустили, а сможет ли другой участок пропустить накопившийся транспорт, рассчитывается по сценарию», — рассказал Меркулов.

Для того чтобы оперативно реагировать на то, что происходит на дорогах — аварии, раскопки, заторы, — город начали оснащать детекторами транспорта и камерами видеонаблюдения. «При достижении определенного количества этих детекторов можно будет говорить о какой-то автоматизации», — рассказал Меркулов. Пока только около 10% всех перекрестков — 60 светофоров — из 653 оборудованы комплексом фото- и видеофиксации.

По словам главы «Центра организации движения», отслеживать, как перераспределяются транспортные потоки в зависимости от той или иной ситуации в городе, можно только по факту. «Да, мы можем делать прогнозы, но решения для перенастройки светофоров разумно принимать только на основании фактических данных», — заявил он.

В горадминистрации признают, что Центр управления пассажирскими перевозками работает не в полную силу. Но считают это последствием решения прошлой команды.

«ЦУПП был создан в связи с проводимой тогда транспортной реформой. В какой-то момент Александр Якоб ее остановил. И некоторые вещи остались нереализованными. В частности, умные светофоры. Создана система, позволяющая оперативно перенастраивать их удаленно, но до самостоятельной «интеллектуальной» работы они еще не дошли. Сейчас вновь зашел разговор о модернизации городского транспорта, и те решения, которые были отложены, вновь стали актуальны. Поэтому они и попали в новую разработку концепции», — рассказали 66.RU в пресс-службе мэрии.

Летом 2019 года администрация Екатеринбурга заключила соглашение с НПО автоматики на разработку техзадания на создание интеллектуальной транспортной системы Екатеринбурга. Она должна анализировать все транспортные потоки, перераспределять их, обеспечивая приоритетное движение общественного ранспорта. То есть те задачи, которые ставят перед собой все разработчики транспортных систем и реформ Екатеринбурга. Напомним, на них уже потратили 98 млн рублей.

«Есть базовые вещи, на которых мы предлагаем развивать интеллектуальную составляющую города, чтобы, например, искусственный интеллект управлял светофорами, грамотно подбирал режимы их работы, интуитивно принимал решения. Это позволит в будущем эффективно бороться с пробками», — поясняла Znak.com задачу советник гендиректора компании Анна Белошейкина.

Как рассказывал в мартовском интервью «РГ» председатель комитета по транспорту администрации Екатеринбурга Игорь Ощепков, техзадание на создание интеллектуальной транспортной системы города разработчики должны были представить к июню 2020 года. Пока свежих новостей или анонсов ни от мэрии, ни от НПО автоматики не поступало.