Региональный аппарат уполномоченного по правам человека подтвердил 12 случаев стерилизации клиенток «Уктусского пансионата». Как рассказала корреспонденту 66.RU омбудсмен Татьяна Мерзлякова, случаи медицинского вмешательства происходили в 2006, 2008 и 2012 годах. В 2016 году пострадавшие женщины обратились к уполномоченному за помощью.
«Мы обнаружили, что в 2016 году добавилось еще три случая [стерилизации]. После этого практика остановилась окончательно. В 2016 году мы провели [в пансионате] совещание. Мы не комментировали публично эти случаи, но довели нашу точку зрения до минсоцполитики», — рассказала Татьяна Мерзлякова. Она добавила, что считает случившееся «каменным веком».
Сотрудникам Следственного комитета, который заинтересовался случившимся, в 2016 году аппарат уполномоченного о выясненных фактах не сообщал. «Являются ли все случаи преступлениями — вопрос правоохранительных органов. Законодатель предусмотрел медицинскую стерилизацию. На мой взгляд, там было принуждение. Но насколько эти женщины в состоянии ухаживать за ребенком…» — говорит омбудсмен.
12 случаев — это случившиеся факты стерилизации. Женщин, которые подверглись давлению и принуждению к операции, гораздо больше, рассказали в аппарате. В части случаев омбудсмену удалось вовремя вмешаться и не допустить стерилизации клиенток пансионата. Всего за минувшие годы через пансионат прошли около 600 женщин детородного возраста.
- В октябре 2020 года Telegram-канал Baza опубликовал рассказ клиентки и сотрудницы пансионата Людмилы Гусевой. В 2008 году ее стерилизовали, угрозами заставив подписать согласие на процедуру. Позже тот же источник опубликовал рассказы двух других постоялиц пансионата. Все женщины говорили о принуждении.
- После резонанса в СМИ к истории подключилась депутат Госдумы Оксана Пушкина, один из авторов законопроекта о домашнем насилии. Она обратилась в Генпрокуратуру РФ.
- И в пансионате, и в региональном минсоцполитики отрицают обвинения. Администрация учреждения утверждает, что «никаких медицинских манипуляций здесь не проводилось, не проводится и не будет проводиться». А чиновники министерства — что клиентки пансионата никогда не жаловались на нарушение прав.