Уважаемый Александр Геннадьевич!
Мне приходится писать это письмо, поскольку у нас в последнее время не получается нормально общаться. Я пишу человеку, которого искренне поздравил 20 сентября 2018 года с назначением на должность «сильного мэра» и прислал по WhatsApp песню Юрия Шевчука «Я получил эту роль». Пишу человеку, с которым мы знакомы 20 лет, общались на «ты», встречались, созванивались, без оглядки обсуждали будущее Екатеринбурга и страны. Через полтора года после назначения я стал врагом, на которого вы написали заявление в полицию по уголовной статье. Подстрекательство, к слову, одно из распространенных обвинений в СССР 1930-х годов.
За время вашей работы мэром 66.RU критиковал администрацию Екатеринбурга за разрушительное и бездумное благоустройство, тротуарный гранит, волюнтаризм на строительном рынке, парадоксальный и мутный Генплан, парализующий ремонт дорог, снег, грязь, свалки, общественный транспорт… Но порвалось почему-то после нашей акции в сквере за Оперным. Интересно даже не это. Интересно, зачем вам понадобилось ждать публикации 66.RU, чтобы потребовать от полиции разобраться с вандалами, разбившими фонари в сквере. Интересно, почему вы назвали в этом заявлении подстрекателями журналистов, которые обратили внимание общества на проблему уже после того, как фонари были разбиты. Что это, как не попытка давления на СМИ, критикующее решения и действия городской власти?
Вы говорите, что проект реконструкции был принят до вашего назначения, что вы тут ни при чем. Я решительно отказываюсь верить в то, что мэр Екатеринбурга с реальными полномочиями и колоссальной поддержкой губернатора не смог остановить эту стройку и направить ее в конструктивное русло. С августа позапрошлого года сквер за Оперным был объектом насмешек и саркастических замечаний со стороны общественников, депутатов, журналистов. Да, вы сами были от него не в восторге, о чем неоднократно заявляли в паблике, а в октябре уволили начальника отдела капстроительства МКУ «Городское благоустройство» Льва Крылова. Уверен, что правовой департамент администрации смог бы найти причину «завернуть» проект, а Главархитектуры подобрать более адекватного проектировщика. Но вместо этого вы велели юристам писать заявление на журналистов.
Я могу предположить, что после майских событий слова «сквер» и «протест» сродни «коду 2319» из «Корпорации монстров». Мол, чиновники обязаны решительно отреагировать, привлечь правоохранительные органы, иначе последует наказание от вышестоящего начальства. Но мы же помним, каким сюрреализмом это обернулось в пиксаровском мультике. После релиза мэрии о том, что на нас собираются подать заявление в полицию, мы посоветовались с нашими юристами: что это было и что теперь будет. Те ответили, что ничего, кроме абсурда, тут произойти не может.
Вчера в прямом эфире «Эха Москвы» Маргарита Балакирская спросила: «Представь, что тебя сейчас слышит Александр Высокинский, что бы ты ему сказал?» Я ответил, что воевать с журналистами власти невыгодно. Сегодня хочу к этому добавить строчку из той песни Шевчука: «Он подъехал к незримой черте, где все рвется за миг».
И что в такой ситуации делать? Ответить абсурдом на абсурд? Подготовить симметричное заявление в полицию? Потребовать проверить администрацию Екатеринбурга, которая заплатила 140 миллионов за отсталый, провинциальный дизайн, вырубку деревьев, непродуманную эргономику, установку частокола из уродских карликовых фонарей, на предмет подстрекательства жителей города к вандализму?
Не уверен, что это здравая и взрослая позиция. Давайте просто каждый будет делать свою работу. Мы — писать новости и заниматься акционизмом. Вы — делать Екатеринбург городом для людей.
Пока еще с уважением,
Богдан Кульчицкий
директор 66.RU