Региональные власти продолжительное время говорили, что пожары — обычное природное явление, бороться с ними не нужно (это опасно, дорого, бессмысленно и они потухнут сами). Такие заявления звучали до 30 июля. Но 31 июля президент РФ Владимир Путин дал указание Минобороны подключиться к тушению лесных пожаров в Сибири и на Дальнем Востоке. Сразу после этого в регионы направили технику, людей и авиацию, а также начали искать деньги в Резервном фонде. Именно после вмешательства главы государства СК возбудил первое уголовное дело о халатности чиновников, которые допустили распространение огня.
Все, что нужно знать о последствиях пожаров в Сибири в одной картинке:
Фото: Сергей Логинов для 66.RU |
---|
Цифры, которые привдятся в инфографике, мы взяли из опубликованных в СМИ заявлений экспертов. Расчеты по с экономическими последствиями пожаров — примерные, основываются на данных за несколько лет. Более подробно о лесных пожарах и их последствиях — в материале 66.RU.
На восстановление лесов Сибири уйдет 100 лет
Специалисты сходятся во мнении, что негативный эффект от уничтожения лесов растянется на десятилетия. При верховом пожаре (то, что сейчас происходит в Сибири) вся лесная экосистема оказывается уничтоженной. Для того чтобы восстановить тайгу, пишет СМИ, понадобится около 100 лет. Процесс выглядит примерно так: в первый год восстанавливается трава, на следующий год — кустарники, через 15 лет поднимаются быстрорастущие деревья — березы и осины, через 60–70 лет они отмирают, а их место занимают хвойные деревья.
Однако, как считает эксперт лесной программы Всемирного фонда дикой природы (WWF) Константин Кобяков, из-за того что леса в Сибири и на Дальнем Востоке горят ежегодно на протяжении 10 лет, через десятилетие Россия рискует полностью потерять весь промысловый лес. «На площади, которую прошел огонь, гибнет где-то лишь треть деревьев — большая часть выживает. Например, в Приморье самая устойчивая к огню порода — дуб, и зачастую дубняки переживают многократные пожары, однако их древесина уже не годится для лесозаготовки. И так со всеми породами: после пожара дерево становится некондиционным», — пояснил Кобяков «Известиям».
Так выглядят пожары в Красноярском крае из космоса |
Вместе с деревьями гибнет и фауна — от насекомых до крупных животных. В первую очередь пострадают мелкие звери — зайцы, ежи, мыши. Кроме того, хищники, например медведи, спасаясь от огня, выходят к людям. Это создает потенциальную угрозу для тех, кто хочет подкормить животное. Поскольку большая часть растительности в лесах Сибири выгорела, уйдет 15–20 лет, чтобы сюда вернулись косули, рассказал МК специалист по крупным млекопитающим из Института проблем экологии и эволюции им. А. Н. Северцова РАН Сергей Найденко. По его словам, из-за обилия свежей зелени косуль может стать даже больше, чем прежде, что привлечет хищников. Однако на восстановление экосистемы уйдут десятилетия.
Научный руководитель программы по сохранению биоразнообразия WWF России Владимир Кревер также заявляет, что главная беда не столько в гибели зверей, сколько в изменении их мест обитания. «Основная проблема для целого ряда видов — это утрата мест обитания. По факту это означает, что они будут куда-то улетать, мигрировать. Таким образом, в следующем году они не будут обитать там, где раньше, а рядом их окажется больше», — цитирует ТАСС эксперта.
В Сибири уже погибло четыре пятых потомства хищных птиц, сообщил РИА «Новости» орнитолог Игорь Карякин. 2019 год стал самым катастрофичным для хищников за 20 лет, считает орнитолог, и шансы на выживание у птенцов минимальные. Весной соколам и орлам не давали охотиться дожди, а летом — дымка от пожаров.
Последствия лесных пожаров в Сибири затронут весь мир
Как считает главный научный сотрудник Всероссийского научно-исследовательского института противопожарной обороны МЧС России Ирек Хасанов, загрязнение атмосферы большим количеством продуктов горения при крупных пожарах, таких как в Сибири, «может приводить к крупным экологическим и климатическим последствиям». По словам эксперта, ситуацию ухудшает то, что природные пожары на большой площади начинают сами себя поддерживать: вокруг них повышается температура, а дым не пускает атмосферные циклоны с осадками.
Заместитель главы МЧС Александр Чуприян подтверждает, что из-за погодных аномалий площадь пожаров продолжает расти: когда в одних регионах Сибири наблюдаются сильнейшие осадки, в других дожди не идут вообще. «Чем больше очаг пожара, тем больше он блокирует влагу. Из данных космического мониторинга видно, что циклоны обходят это место, поэтому долгожданные дожди не происходят», — рассказал Чуприян.
Фото: elena_interior_nsk / Instagram |
---|
Дым и продукты горения могут привести к крупным экологическим и климатическим последствиям. В том числе к ускорению таяния ледников. |
Главный научный сотрудник Тихоокеанского океанологического института ДВО РАН Владимир Раков уверен, что лесные пожары — это проблема общепланетарного масштаба, а на восстановление экосистем потребуются десятилетия. «Кроме смога, шлейфы дыма плохо пропускают солнечный свет, снижая уровень фотосинтеза у растений. Это приводит к тому, что они меньше выделяют кислорода, необходимого для дыхания, снижается урожайность сельскохозяйственных культур», — приводит слова ученого издание РИА VladNews.
Во Всемирной метеорологической организации заявляют, что дым и продукты сгорания от пожаров в Сибири могут способствовать усилению глобального потепления и увеличить скорость таяния льдов в Арктике, пишет CBS News. Сажа и пепел, оседая на лед, затемняют его и уменьшают альбедо — способность отражать солнечные лучи. В результате на поверхности задерживается больше тепла, что ускоряет таяние арктических ледников и вечной мерзлоты.
Дым и гарь могут повлиять на здоровье целых поколений
Несмотря на заявление главы Роспотребнадзора Анны Поповой о том, что дым от лесных пожаров не несет непосредственной опасности для жителей Сибири и ведомство не фиксирует ухудшения состояния людей с хроническими заболеваниями, люди начали жаловаться на аллергические реакции и удушье.
Так, жители Екатеринбурге пишут в социальных сетях, что чувствуют, как стало сложнее дышать. Кто-то сообщает, что «нос не дышит», кто-то — что замучил кашель, першение в горле.
Фото: архив 66.RU |
---|
Дым и смог добрались до Екатеринбурга, Казани, Казахстана и даже Аляски. Жители Среднего Урала жалуются на ухудшение самочувствия и аллергию. |
По мнению кардиолога Ярослава Ашихмина, последствия сибирских пожаров для здоровья населения могут быть намного серьезнее, чем кажется. «Все знают о том, насколько дым от пожаров тяжел для дыхательной системы. Но влияние дыма на сердечно-сосудистую систему может быть много опаснее в плане реального риска смерти, — написал врач на своей странице в Facebook. — Серьезно задумались о вреде в этом контексте в середине прошлого века. В 1952-м году в течение двух месяцев после того, как Лондон накрыл смог, было зарегистрировано на 12 тысяч смертей больше обычного».
Кроме того, из-за смога от пожаров, утверждает Ашихмин, растет риск развития нарушений ритма сердца. Также дым отразится и на мужском здоровье и может послужить пусковым фактором, запускающим развитие асимптомного повреждения сосудов.
После пожаров 2010 года, которые захватили весь Центральный федеральный округ и Приволжье, врачи фиксировали увеличение числа госпитализаций и смертности. Так, по данным главы Департамента здравоохранения Москвы Андрея Сельцовского, смертность в столице достигала уровня примерно 700 человек в день, тогда как в обычные дни она составляет 360—380 человек в день. Вызовы скорой помощи увеличились с 7,5 до 10 тысяч в день.
На ликвидацию пожаров и их последствий потребуются миллиарды
Никто не говорит, сколько денег уйдет на тушение лесных пожаров. Называются очень примерные и разные цифры. Например, глава Минприроды России Дмитрий Кобылкин попросил выделить на эти цели 3 млрд рублей. Однако даже по самым скромным подсчетам, чтобы оперативно погасить 3 млн га леса, требуется более 100 млрд рублей.
Что касается экономических последствий, их также можно оценить очень примерно, основываясь на данных за последние годы. Так, в 2018 году из-за лесных пожаров Россия потеряла 16,9 млрд рублей. В предыдущие годы ущерб от них составлял: 25,2 млрд рублей в 2017 году, 23,7 — в 2016-м, 56,4 — в 2015-м, 23,8 — в 2014-м. То есть в среднем за пять лет — 29,2 млрд рублей.