Глава СПЧ охарактеризовал произошедшее как победу здравого смысла и закона.
Михаил Федотов, глава Совета по правам человека:
— Это общая победа, это победа гражданского общества, это победа надзорных органов, это победа здравого смысла, это победа закона. Но мы убеждены в том, что это не должно стать точкой в данной истории, потому что те, кто виновны в этом издевательстве над законом, должны предстать перед судом.
При этом коллеги Ивана Голунова считают, что за отменой его уголовного преследования должны последовать посадки силовиков.
Павел Гусев, глава Союза журналистов:
— Я думаю, что это обернется большим разбором в силовых структурах с теми, кто устроил эту провокацию.
В то же время глава Общественного совета при МВД Анатолий Кучерена считает, что в данном случае не важно, кто виноват в произошедшем.
Анатолий Кучерена, глава Общественного совета при МВД:
— Я надеюсь, что правоприменительная практика существенно изменится. Это важный исторический момент, не вдаваясь в подробности, кто виноват, кто будет нести ответственность, — это другой вопрос. Очень важно то, что те сомнения, которые были по этому делу, в конце концов все-таки истолковались в пользу Голунова.
Фотограф Евгений Фельдман уверен, что после дела Голунова многих осужденных по 228-й статье амнистируют.
Журналист и муниципальный депутат Илья Азар призвал не считать отмену уголовного преследования Голунова жестом доброй воли чиновников.
Илья Азар, журналист:
— Это победа тех людей, которые вышли на улицы, результат их давления на власть, а не добрая воля чиновников. Власть выполнила под давлением два условия марша за свободу Ивана Голунова, но осталось третье: «Наказать тех, кто подбросил наркотики, сфабриковал и заказал уголовное дело».
Председатель Счетной палаты Алексей Кудрин высказался о необходимости реформировать ст. 228 УК РФ.
«Это был идеальный случай взаимодействия власти и подданных. После такого никто не будет прежним», — написал в колонке на Republic публицист Олег Кашин. Он уверен, что Ивана Голунова отпустил лично президент России, потому что у Владимира Путина «дрогнуло сердце».
Олег Кашин, публицист:
— Путин изменил себе. Российское государство изменило себе. Дрогнувшее сердце запускает перестроечные механизмы. Важный и по-настоящему исторический прецедент — система научилась сдавать своих; одно дело пожираемые ею самой в случайном порядке губернаторы, генералы или министры, и другое — отданные ею на съедение возмущенным поданным полицейские начальники. Нарушен базовый принцип путинского государства, и оно при этом никак не пострадало или даже вообще стало крепче.
Ивана Голунова задержали днем 6 июня, когда он шел на встречу с другим журналистом. Его подозревали в покушении на сбыт наркотиков в крупном размере: в его рюкзаке и квартире якобы нашли запрещенные вещества. Журналист обвинения отрицал и утверждал, что ему подбросили свертки.
Экспертиза показала, что Иван не употреблял наркотики, а на веществах, обнаруженных в квартире Ивана, присутствует ДНК нескольких людей. В суде по избранию меры пресечения Голунов заявил, что считает себя невиновным и связывает уголовное преследование со своими публикациями о похоронном бизнесе. Утром 10 июня ведущие российские деловые издания — газеты «Коммерсантъ», «Ведомости» и РБК — впервые в своей истории вышли с одинаковыми передовицами в поддержку журналиста. СМИ опубликовали общее редакционное заявление с требованием тщательного расследования дела журналиста.
Вечером 11 июня глава МВД Владимир Колокольцев заявил, что уголовное преследование Голунова прекращено в связи с недоказанностью его участия в совершении преступления. В тот же день журналиста освободили из-под домашнего ареста.
Материалы внутреннего расследования из подразделения собственной безопасности МВД по делу Голунова направлены в СКР. На период проверки полицейские, задержавшие Голунова, отстранены от работы. Начальника УВД по западному округу Москвы Андрея Пучкова и начальника Управления по контролю за оборотом наркотиков ГУ МВД России по Москве Юрия Девяткина освободят от должности.