Принимаю условия соглашения и даю своё согласие на обработку персональных данных и cookies.

Вместо дерева — гранит. Как Александр Высокинский за день прогулок по паркам превратился в урбаниста

Вместо дерева — гранит. Как Александр Высокинский за день прогулок по паркам превратился в урбаниста
Фото: Григорий Постников, 66.RU
Мэр Екатеринбурга предложил всем подрядчикам убрать из проектов деревянные конструкции, поскольку те слишком недолговечны.

Александр Высокинский весь день проверял работы в парках, где в этом году намечена реконструкция. По сути, обновление зон отдыха во всех районах города — это главный имиджевый проект нового мэра, из-за которого его критикуют урбанисты и архитекторы. Этот выезд он попытался использовать как повод заочно объясниться с ними.

Как и в прошлый раз, вместе с Высокинским поехал вице-мэр по вопросам благоустройства Алексей Бубнов. Оба — одетые по-летнему, без пиджаков и галстуков, а мэр — еще и в жилетке. Такими же неформальными и вроде бы доверительными (что стало фирменным стилем) были беседы градоначальника с подрядчиками и обычными горожанами.

Фото: Григорий Постников, 66.RU

Первая остановка — правый берег Исети у полпредства. Напомним, эту часть хотели выполнить в природной стилистике: клумбы, щебень, подходы к воде из дерева, геопластика и покрытие Terraway. Но мэр с самого начала обхода раскритиковал идею.

— Службы благоустройства должны понимать, как с этим работать. У дизайнеров и архитекторов один полет фантазий, а у тех, кто в каждодневном режиме это эксплуатирует, — другой.

Фото: Григорий Постников, 66.RU

Мэр подробно рассказывал сопровождающим, почему там нельзя использовать щебень. Во-первых, невозможно использовать уборочную технику, что делает работы сильно дороже. А во-вторых, фракции будут рассыпаться на дорожки. Он сделал допущение, что такой материал уместен в задней части Парка Маяковского, где мало людей.

— Заканчивайте этот сельский час и переходите к граниту, — предложил рабочим мэр, но потом вспомнил, что техзадание формировала горадминистрация (правда, предыдущий состав) и поэтому нужно закончить начатое дело.

Фото: Григорий Постников, 66.RU

Прогуливаясь вдоль набережной к цирку, он еще долго не мог свыкнуться с грядущей трансформацией.

— Щебень? В центре? Серьезно?

— Сейчас вы еще лежаки увидите! — предупредил его зам.

Но лежаков мэр не увидел, зато его глаз зацепился за деревянный подмосток, ведущий к воде. Доски почернели из-за влаги.

— Все знают, что дерево не эксплуатируется на открытых пространствах.

— Но есть парк Зарядье, — попытались возразить градоначальнику.

— Вы стоимость эксплуатации парка Зарядье знаете?

Фото: Григорий Постников, 66.RU

Впрочем, мэр не озвучил цифру, но, кажется, каждый присутствующий чиновник представил ту сумму, тратить которую на содержание набережной — непозволительная роскошь. Высокинский подтвердил догадки: «Если я начну тратить деньги, которые мы выделяем всему Ленинскому району, на эксплуатацию одной зоны отдыха, то нас горожане не поймут».

Чтобы уменьшить расходы и увеличить срок службы, мэр предложил поменять балки из сосны на более долговечные палубные корабельные доски.

Фото: Григорий Постников, 66.RU

Дальше мэра довели до нового моста, соединяющего берега. Тут он прошелся по конструкциям, стилизованным под ржавчину.

— Может быть, я не какой-то великий дизайнер, но я вырос в металлическом крае, и все, кто у нас живут, понимают: если ржавый металл, значит, не покрашено. Это выглядит красиво там, где железа мало. В Голландии, например.

Фото: Григорий Постников, 66.RU

По итогам обхода мэр решил: через четыре года, когда дерево придет в негодность, поменять на гранит, а потом прорубить проходы под мостами, чтобы гуляющим не приходилось подниматься наверх.

Вторая точка — площадь Обороны. Проектировщики, презентовавшие проект реконструкции, еще не подозревали, что дерево, из которого собирались делать скамейки и подиумы в сквере, у заказчика не в фаворе. Поэтому Высокинский повторил тезис: заменить на корабельные доски. А еще он попросил унифицировать фонари по всему городу, чтобы не получилось так, что в «одном месте — одна форма конструкции, в другом — другая, в третьем — третья».

Фото: Григорий Постников, 66.RU

Дальше он наткнулся на рабочих, которые разводили цемент прямо у памятника «Седой Урал», и это разозлило мэра.

— Нет денег заказать машину с нормальным раствором? Зачем мешаете вручную? Решили сэкономить тысячу рублей? Не на даче же делаете ремонт!

В итоге ему пообещали поменять плитку на площади Обороны, установить лавочки и фонари ко Дню города и начать высаживать новые деревья в октябре.

Фото: Григорий Постников, 66.RU

Работы пока не стартовали на бульваре по улице Грибоедова — в третьем пункте программы объезда. По планам подрядчик должен вырубить 250 деревьев. Растения стоят там 40 лет и требуют замены. Вместо них должны появиться кустарники и цветники. Высадить другие деревья мешают СНиПы: под бульваром проходит водопровод.

Фото: Григорий Постников, 66.RU

Мэр попросил сохранить перспективный вид на Химмашзавод, который ему нравится, и подумать о высадке яблонь и лип «под его ответственность». Кроме того, в аллее на Грибоедова изменят геометрию пешеходных дорожек таким образом, чтобы мамочки с колясками, которые сидят на скамейке, не перегораживали прямой путь.

После осмотра бульвара Высокинский зашел в ДК «Химмаш», который вскоре перейдет в муниципальную собственность. Ремонт в детском учреждении предстоит делать за бюджетный счет, и увиденное не сильно шокировало градоначальника.

Фото: Григорий Постников, 66.RU

— Проект ДК «Химмаш» похож на ЦК «Урал». Я представляю, сколько это будет стоить. Начнем ремонт с кровли, — пообещал он, а потом перечислил другие проблемные объекты, которые нужно срочно выкупать, чтобы спасти от сноса.

Самую большую массовку собрала следующая точка — сквер напротив КДЦ «Дружба». До приезда автобуса с чиновниками глава Ленинского района Дмитрий Ноженко два часа показывал недовольным жителям, что именно станет с их любимым местом отдыха. Получалось не слишком убедительно.

— Планируется мощение с заменой асфальта на тротуарную плитку. Мы выставим 92 опоры освещения, на месте газона делаем детские площадки с прорезиненным покрытием. Будут велодорожки и видеонаблюдение. В перспективе мы хотим соединить этот парк с парком Архипова.

Фото: Григорий Постников, 66.RU

Общей позиции у протестующих не было. И их доводы разбивались в спорах друг с другом. Кто-то например, считал излишними детские площадки, потому что во дворах их много. Тогда включался классический аргумент: «Вам что, для детей жалко?». Кто-то предложил мэру убрать велодорожки, и через несколько секунд оказывался втянут в разговор с мужчиной с велосипедом. Другие указывали, что строить детскую площадку нужно совсем не тут, а на месте пустыря. Их перебивали те, кто, перебросившись парой фраз с важным ревизором, выбили себе площадку для выгула собак.

— Только убирайте за питомцами, — предупредил Высокинский. Так на входе и напишите: «Площадка временная. Если будет стоять вонь — мэр снесет через год».

Фото: Григорий Постников, 66.RU

По пути в автобус Высокинский увидел на лавочке детей. Диалог с ними не заладился.

— Что хочешь в парке?

— Ничего.

— Может, велодорожки?

— Мне нормально, я объезжаю деревья.

— А как насчет детской площадки для игр?

— Ну, не знаю.

Фото: Григорий Постников, 66.RU

Более предприимчивый мальчик подошел к мэру со своим wish-листом: гамаки, место для шашлыков и плазменная панель. В целом мэр переспорил местных, но вот работу с возражениями от школьников провалил.

На пятой площадке — в сквере по улице Крауля, на участке от Викулова до Заводской — хотят высадить клены, облагородить пешеходную часть, сделать зоны для воркаута и для людей пожилого возраста со специальными тренажерами для развития суставов. Впрочем, это место для районной администрации изначально было неприоритетным. Чиновники хотели запроектировать сквер Тертеряна и площадь Субботников.

Фото: Григорий Постников, 66.RU

И тут Высокинский вспомнил про развитие ВИЗа и перевел тему.

— Обязательно следите за землями, зарезервированными под станции метрополитена. Чтобы никогда, никто и нигде. А то уже мы лишились участка под одну станцию.