Закон, запрещающий оскорблять власть, вступил в силу. Уже есть случаи, когда на людей, разместивших в соцсетях фото с оскорбительными граффити, заводили административные дела.
Что касается аналогичных публикаций СМИ, то самая громкая история произошла в Ярославле, где Роскомнадзор внес несколько местных сайтов в реестр запрещенных и они какое-то время были недоступны для читателей.
Неизвестные расписали памятник Ленину в центре Екатеринбурга оскорблениями Путина и Москвы. И теперь опубликовавшие эти фотографии СМИ, в том числе и 66.RU, рискуют повторить путь ярославских коллег. В приватных беседах сотрудники Роскомнадзора признаются, что пока до конца не понимают, как применять новый закон и реагировать на публикации, но логика подсказывает, что блокировка, как и требование удалить фотографии с сайта, в будущем возможны.
Конкретно в истории из Ярославля волнует три момента. Во-первых, в заметках на сайтах СМИ даже не было фотографии оскорбительной надписи — она была замазана. Во-вторых, «Путин» — фамилия человека, а не орган власти. В-третьих, новый закон запрещает высказывать точку зрения, отличную от той, что власть в России — хорошая и все люди во власти — молодцы.
66.RU придумал запустить рекламную кампанию, главный ее посыл можно сформулировать так:
- Мы уверены, что оскорблять власть можно и даже нужно — когда есть за что. Потому что иначе она потеряет связь с реальностью.
- Даже если смириться с новым законом, его применение — шокирующе безответственное и грубое. Нас, как и любое другое СМИ, могут заблокировать в любой момент: за публикацию про надгробье Путину у мэрии или за новость про обидные надписи на памятнике Ленину, например. Хотя никакого оскорбления власти в этих публикациях нет. Это неправильно. Так нельзя.
- В общем, мы против. Нет цензуре!
Мы подготовили баннер:
Фото: архив 66.RU |
---|
И ролик:
Рекламу планировали разместить на билбордах и на медиаэкранах города. Но не судьба: полтора десятка рекламных агентств, куда мы обратились, отказались размещать такой материал. Некоторые вообще не отреагировали на предложение о сотрудничестве, другие мотивировали отказ по-разному.
Публикуем варианты ответов рекламщиков, которые мы получили (осознанно не указываем названия агентств):
- «К сожалению, такой ролик не разместим, так как на экранах можно размещать только рекламу, а у вас нет объекта рекламирования».
- «Макет в данном виде размещать однозначно нельзя, так как из его содержания следует неоднозначность (то ли 66.RU призывает оскорблять власть, то ли, наоборот, они против, то ли статью разместили ЗА они или ПРОТИВ оскорбления власти). Оскорблять власть запрещено, однако вы можете высказать свое мнение в виде отсылки (например, читай статью про реформу и т. д.), либо «мы против реформы», или «мы за реформу» и т. д. То есть реклама должна быть однозначной».
- «Реально такие билборды разместит только 1% участников рынка. Ни один владелец площадей подставляться не будет. Мы понимаем, что это реклама, но нам с властью еще работать».
- «Подскажите, какой подтекст в этом материале?»
- «А в чем же заключается реклама? Мы подставляться не хотим, нам еще работать в этом городе».
На размещение готов был согласиться представитель лишь одного рекламного агентства, однако он предложил либо вдвое увеличить гонорар, либо повесить баннеры на незаконных билбордах, «которые и так скоро демонтируют».
Новый закон настолько непонятен, что даже юристы не могут однозначно ответить, насколько легальным было бы размещение нашей рекламы на улицах Екатеринбурга и какую ответственность понесли бы участники процесса. Наличие на рекламных материалах нашего логотипа могут воспринять как «рекламу, вызывающую ассоциацию с тем, что 66.RU оскорбляет власть», считает руководитель коммерческой и договорной практики юридической фирмы «Юста Аура» Александр Никулин.
В случае публикации тех же материалов, но уже без логотипа 66.RU, их могли бы счесть социальной рекламой. «Другое дело, какую это вызовет реакцию», — пояснил юрист. Он не исключил, что сотрудники правоохранительных органов могут усмотреть в рекламе «побуждение к совершению противоправных действий».