К 17.30 на площади не осталось свободных проходов — стоят металлодетекторы, секторы забора сцепили стяжками. По версии полицейских, это подготовка к полумарафону «Забег», который пройдет 19 мая.
На площадь приехали автозаки, в переулке Химиков стоят четыре легковых машины вневедомственной охраны, дежурят кинологи. Туда же приехали военные грузовики и ОМОН. И это за три дня до полумарафона.
Планы предполагаемых участников протеста не ясны. Накануне горожане, уходя из сквера, прощались с полицейскими «до завтра». 16 мая одни намерены идти на площадь 1905 года. Другие — остаться в сквере.
Доступ к Драме теперь только после досмотра.

Протестующих единицы. Зато бойцов достаточно.

Пока акция протеста не началась, проведем небольшой ликбез для защитников сквера. Вот здесь отвечаем на главные вопросы о строительстве храма:
• Будет ли в сквере небоскреб?
• А торговый центр?
• Кто за все это платит?
• Как сквер вообще стал стройплощадкой?
• А как же метро?
И еще. Мы знаем, что жители Екатеринбурга сегодня снова выйдут на улицу. Одни — защищать сквер. Другие — храм. И, как показали эти три дня, с наступлением вечера агрессия будет нарастать с обеих сторон.
Помните, что несмотря на разные стороны, вы все — люди и что никто не хочет друг другу вредить. Давайте отстаивать свои права мирно.



Наши корреспонденты работают в сквере и на площади 1905 года. На первой точке пока спокойно. Правоохранители прошли инструктаж и рассредоточились по всему периметру площадки. На площадь 1905 года никто из протестующих не пришел.

Владимир Путин предложил опросить горожан по поводу строительства храма Святой Екатерины в сквере. Президент узнал о протестах 15 мая. Глава государства заявил, что власти должны стать посредниками между сторонами.
«Храм должен объединять людей, а не разъединять. Поэтому с обеих сторон должны быть какие-то шаги для того, чтобы решить этот вопрос в интересах всех людей, которые там проживают. Есть простой способ — провести опрос. И меньшинство должно подчиниться большинству», — заявил президент на медиафоруме «Правда и справедливость».

Забор со стороны реки уносят. Молниеносная реакция.

Рано радовались.
Фото: URA.RU

Между тем у памятника Ленину стоит одинокий протестующий. Наш корреспондент хотела его сфотографировать, но мужчина запретил. «Говорит, ему важно остаться за кадром, потому что есть кое-что похуже ареста — жена».
Внимательный спецкор 66.RU, который обошел дворы вокруг сквера, предупреждает: там собираются небольшие группы подозрительных людей спортивного телосложения. Возможно, просто совпадение, конечно. Но нет.

Мэрия Екатеринбурга согласна провести опрос по поводу храма, пишет «Интерфакс» со ссылкой на замглавы города Екатерину Куземку. Сотрудница администрации заявила, что опрос проведут среди жителей Ленинского района. Но ее помощница в комментарии 66.RU сказала, что речь обо всем городе.
Прямо сейчас около сквера громко молятся трое мужчин. Один из них — журналист Максим Румянцев. Они поют тропарь «Христос воскресе из мертвых» — пожалуй, самую известную пасхальную молитву.
«Военные говорят, приехали подышать свежим воздухом. Откуда — не отвечают», — сообщает корреспондент 66.RU.

В сквере снова появились священники. Батюшка спросил у полицейского, где проходит молебен (официально епархия его отменила, но несколько верующих все же вышли помолиться).

Перформанс «Досмотры унижают человека» — участник акции встал на колени перед полицейскими, чтобы показать это. Но его все равно заставили вывернуть рюкзак.
В сквере пока так:

Многие стоят у временного ограждения, не пытаясь зайти. Со стороны выглядит как очередь.

Москва. Резиденция Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла.
Фото: «Ассоциация народного сопротивления»

— После стольких лет*?
— Всегда…

*В сквер принесли флаг Уральской республики, существовавшей в 1993 году. Внутрь периметра с ним не пускают.
«Я хотел показать, что при Росселе такой фигни не было. Если была бы республика, то храма бы не стояло тут», — цитирует парня с флагом Znak.com.
Сильное фото. Лайк, шер, ну вы знаете...

Люди отдыхают и поют под присмотром полицейских. Все идет по плану.

Лайфхак — как добраться в сквер без пробок и очередей.

Есть информация, что мэрия проведет опрос на своем сайте. Представляем, как это будет...
Вы за храм?
- Да
- Конечно
- Не слышал про храм, но хотел бы узнать о нем
Строительство храма на время опроса останавливать не будут, потому что на это нет законных оснований, рассказали 66.RU в пресс-службе администрации.
Социологическое исследование проведут на улицах города. К нему привлекут общественные организации, а курировать работу будут областная и городская Общественные палаты.
Организаторы рассчитывают охватить как можно больше людей. При этом результаты прошлого обсуждения, где три тысячи человек были за строительство храма, а чуть больше сотни против, в общий зачет не пойдут.
Евгений Ройзман в сквере. Он «посмотрел по ситуации» и пришел.

Бывшего мэра окружила толпа. «Почему так поздно пришел?» — кричат ему. Говорят, на подходе нынешний мэр.
Александр Высокинский в сквере спустя четыре дня с начала протестов и два часа после заявления Владимира Путина.
Высокинского встречают криком «Позор!»
«Где вы были?!»
«В отставку!»
Тезисы выступления Александра Высокинского:
- На время опроса рытье котлованов в сквере отложат;
- Деревья из сквера «не умрут» — их перенесут к Динамо или пересадят в другое место;
- Опрос (Высокинский почему-то называет его «референдумом») пройдет в ближайшие три недели;
- В нем примут участие десятки тысяч человек;
- Высокинский готов обсудить опрос с пятью лидерами протеста и обещает «ничего не решать кулуарно». В ответ у него просят прозрачный забор.
Видите мэра? А он есть.

«Высокинский и Ройзман находятся в окружении двух огромных групп горожан. Они заняли весь сквер. Периодически одному хлопают, а другого освистывают, и выступающих становится не слышно. В толпе предлагают посадить бывшего и нынешнего мэров на деревья, чтобы слышать, что они говорят», — описывает корреспондент происходящее в сквере.
Спустя четыре дня мэр говорит: «Мы готовы к диалогу. То, что происходило в первые дни, меньше всего напоминало общественное мероприятие. Сейчас поставили периметр безопасности, и все происходящее внутри находится под контролем».
Журналисты в сквере работают в огромном напряжении. Нашей коллеге — фотографу издания Ura.ru — стало плохо во время брифингов двух мэров.

Ройзман: «Если вертикаль власти — исполнение губернатором слов президента — не сработает, будем считать, что президента не уважают».
Александра Высокинского выводят из сквера в кольце охраны. Вокруг него — толпа горожан. Все толкаются и кричат: «В отставку!» Корреспондента 66.RU оттеснили. «За мэра страшно», — пишет она. Давка. Мэра выводит Евгений Ройзман.
Почувствуйте себя Высокинским.
Как провожали Ройзмана: «Красавчик!»
Как провожали Высокинского: «В отставку!»
Александра Высокинского преследуют. Буквально. За ним идет огромная толпа горожан, которые хотят поговорить. Сначала его окружили у здания правительства. Мэр попытался предложить обсудить вопрос «в [его] рабочее время», но все тоже работают, поэтому хотят сейчас (ну, максимум в субботу). Теперь градоначальник идет к администрации. Вереница народа и корреспондент 66.RU — за ним.
«Никому ничего не дадут вырубать. Все будет хорошо», — универсальный ответ мэра на вопрос и о сквере, и о березовой роще в Краснолесье, и о канатной дороге… Горожане, часть из которых впервые видят мэра лично, просятся на прием. Александр Высокинский пытается отсрочить новое свидание — у него на носу отпуск, поэтому только летом.
Александра Высокинского спросили, не боялся ли он выйти сегодня к народу. Мэр сначала помялся, а потом сказал: «Блин, а что делать?»
После ухода мэров в сквере ненадолго воцарилась анархия — забор повалили, проходили без досмотра. Но теперь на территорию вновь пускают через рамки, сообщают наши корреспонденты.
Забор на улице Ельцина недавно покрасили, но объявлений об этом на заборе нет. «Черную краску вроде гуталина нанесли на верхнюю часть забора, куда все облокачиваются. С одежды вряд ли отстирается. Руки липкие», — жалуется в редакционном чате испачкавшийся корреспондент.

Люди понемногу расходятся из-за дождя. Оставшиеся сгрудились у фонтана. Пока дождь не начался, в сквере декламировали стихи и слушали музыку.
ОМОН встает в несколько рядов, люди приближаются к забору. В одном из протестных чатов: «Прекратите петь! Аккуратно снесите забор!»

Дождь усиливается. Люди тянутся к выходу. Сотрудники полиции провожают уходящих участников акции словами: «До свидания, до завтра».

Оставшиеся на площади люди поют под дождем под гитару. Но большинство участников акции расходятся. Сотрудники ГИБДД тормозят движение на улице Ельцина, чтобы пропустить пешеходов.
Одного мужчину задержали. Как передает Znak.com, ссылаясь на полицию, он был сильно пьян и не держался на ногах.
Далеко не все защитники сквера спешат его покинуть. Защищаются от дождя как могут.

А это последствия вчерашнего дня:
Верх-Исетский районный суд Екатеринбурга рассмотрел 8 дел по событиям 15 мая в сквере у театра Драмы. Задержанным назначено наказание в виде административного ареста на срок от 5 до 15 суток.
Ишменев Артем — ст 20.21 КоАП РФ («Появление в общественных местах в состоянии опьянения») — 5 суток;
Сушков Дмитрий ст. 20.2 ч.8 КоАП РФ («Повторное нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования») — 15 суток;
Морозов Иван ст. 20.1 ч.1 («Мелкое хулиганство») — 5 суток;
Казанцев Дмитрий ст. 20.1 КоАП РФ («Мелкое хулиганство») — 10 суток;
Патрушев Алексей — ст.19.3 ч.1 КоАП РФ («Неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции, военнослужащего либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы либо сотрудника войск национальной гвардии Российской Федерации в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей») — 5 суток;
Бучнев Дмитрий — ст.19.3 ч.1 КоАП РФ («Неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции, военнослужащего либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы либо сотрудника войск национальной гвардии Российской Федерации в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей») — 7 суток;
Филатов Тимофей ст. 20.2 ч.8 КоАП РФ («Повторное нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования») — 15 суток;
Житников Роман — ст. 20.1 ч.1 КоАП РФ («Мелкое хулиганство») — 9 суток.
На площади у Драмы остаются около 200 человек. Они продолжают танцевать.
Настроение у всех резко поменялось: люди кричат, что наши правозащитники самые лучшие и зовут всех прийти завтра в сквер, передает корреспондент 66.RU. Люди смеются, хлопают, улыбаются. Полицейские улыбаются им в ответ.
Несмотря на то, что большинство защитников сквера разошлись по домам, люди продолжают приходить. На входе снова скопилась очередь.

Вот кто остается в центре внимания, несмотря на позднее время, дождь и прохладную погоду. Старший священник Храма-на-Крови Максим Миняйло в окружении нескольких десятков человек.

ОМОН сняли с оцепления. Полиция продолжает следить за порядком в сквере.

Почти вся полиция ушла. От забора им кричат: «Молодцы!» Те, кто пришел поддержать сквер, тоже практически разошлись.
Полиция просит разойтись всех оставшихся. Активисты настроены мирно. Они признают, что силовики не виноваты — выполняют свою работу.

К 0:30 в сквере оставалось всего около 80 человек. Половина из них — журналисты.

Последние протестующие кричат силовикам «Спасибо» и расходятся.
На сегодня все. До свидания, до завтра (с)