Сбивший семерых пешеходов в Москве таксист Анарбек Чингиз во время допроса в полиции заявил о переработке. По его словам, он находился за рулем 20 часов, до выхода на смену спал всего пару часов на стоянке в Шереметьево. Происшествие вызвало обсуждение в социальных сетях. Пользователи пишут, что этот случай в очередной раз доказал: поездка в российском такси — это лотерея.
Максим Путинцев, главный редактор радиостанции «Эхо Москвы — Екатеринбург»:
— Когда отдыхал и сколько спал водитель — вы не знаете. Что, сколько и когда они пил или курил (и это могут быть не сигареты) — вы не представляете. Какова его квалификация и вообще есть ли у него права — вы и предположить не можете. В каком состоянии его автомобиль — загадка.
Как рассказали 66.RU в службе заказа такси «Везет», внутренних нормативов, которые указывают, сколько водитель должен провести на линии, нет.
Служба заказа такси «Везет»:
— Водители определяют продолжительность своего рабочего дня самостоятельно, как самозанятые граждане. Средняя продолжительность смены не может быть более 15 часов. Если больше — таких перевозчиков блокируют.
Программа для обработки заказов показывает, сколько времени водитель находится на линии. Если количество часов превышает разумную норму, таксиста снимают.
В «Яндекс.Такси» не дали точного ответа о количестве допустимых часов на линии. Как следует из ответа пресс-службы, агрегатор не в силах контролировать время работы таксистов. «Я.Такси» сотрудничал с ООО «Чекпойнт», где работал Анарбек Чингиз. Сейчас «Яндекс» прекратил взаимодействие с фирмой.
Пресс-служба «Яндекс.Такси»:
— Наши алгоритмы отключают водителей от заказов «Яндекс.Такси», когда они слишком долго на линии. Однако таксопарки сотрудничают не только с нами, но и с другими сервисами заказа такси. К сожалению, у нас нет возможности контролировать, что делает водитель, когда не выполняет заказы нашего сервиса: отдыхает, принимает заказы других агрегаторов или работает «от борта».
В сервисе заказа такси «Максим» аналогичная ситуация — контролировать таксистов должны работодатели, а не агрегатор, — отвечает пресс-служба. В компании замечают, что в среднем в Екатеринбурге водители работают по 5 часов ежедневно — меньше, чем в среднем по стране.
Мария Пухова, PR-специалист сервиса заказа такси «Максим»:
— Автоматические алгоритмы не могут достоверно определять степень усталости водителя, а ограничения в приложении — заставить прекратить работу, если водитель сам этого не хочет. При желании всегда существует возможность обхода блокировок.
По словам представителя комитета по защите прав автомобилистов Максима Едрышова, из-за небольших цен на поездки (российское такси — одно из самых дешевых в мире), водители такси пытаются получить больше денег, работая по полсуток. Дело в том, что значительную часть заработка они вынуждены отдавать посредникам. При этом перевозчики не заинтересованы в содержании медика, который следил бы за состоянием здоровья персонала, и механика — это дополнительные расходы.
Максим Едрышов, представитель Комитета по защите прав автомобилистов:
— Если приравнять агрегаторы к такси, чтобы у них была ответственность за безопасность пассажиров, которые пользуются приложением, то, наверное, что-то изменилось бы [в лучшую сторону].
Напомним, до резонансного ДТП в Москве, в России были происшествия с участием таксистов из-за переработок. В июне солист группы «Градусы» попал в аварию — по словам музыканта, водитель уснул за рулем.
В октябре 2017-го в Челябинске таксист «Яндекс.Такси» «в утомленном состоянии» выехал с проезжей части, врезался в электроопору. В результате погиб пассажир. Водителя приговорили к четырем годам колонии-поселения.
В апреле 2018 года в Челябинске таксист, выполняющий заказ, выехал на перекресток, когда горел желтый. Машина столкнулась со встречным автомобилем. Пассажир, которого таксист спешил доставить на место, погиб.